Техника - молодёжи 1952-01, страница 31

Техника - молодёжи 1952-01, страница 31

жество странных объектов, в десятки раз меньших, чем Солнце, но больших, чем планеты, недостаточно нагретых, чтобы светиться собственным светом, но и не холодных, так как они обладают мощным радиоизлучением. Что это? Зародыши или трупы звезд? Бродячие планеты? Материал для будущих систем, подобных солнечной? Это одна из самых увлекательных загадок современной астрономии.

Рядом с огромным и неизученный радиомиром лежит другой, невидимый мир. Вернее, они взаимно пронизывают друг друга и тесным кольцом окружают нас. Этот второй мир — безграничная инфракрасная вселенная.

Только узкая полоска спектра электромагнитных колебаний доступна нашим глазам. Слишком короткие волны — ультрафиолетовые, рентгеновы и гамма-лу-чи - оставляют впечатление абсолютной тьмы. С другой стороны, инфракрасные лучи, ультрарадиоволны и радиоволны короткой, средней и обычной длины также лежат за пределами нашей чувствительности. Правда, гамма-, рентгеновы и ультрафиолетовые лучи легко запечатлеваются на специальных фотопластинках, но как увидеть инфракрасный свет, недоступный нашему зрению?

В физике существует так называемый закон Сток-са, утверждающий, что любые световые лучи с короткими длинами волн принципиально возможно преобразовать в излучение меньшей энергии и с большей длиной волны. Но на преобразование инфракрасных лучей этот закон налагает запрет: «Никогда, ни при каких обстоятельствах эти лучи не могут стать видимыми...»

Закон Стокса принадлежит к числу тех «запретов», которые ныне так популярны у буржуазных физиков-идеалистов. Таково второе начало термодинамики, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип Паули. Уже упоминавшийся выше «прославленный» американский «философ» Уайтекер именует их «постулатами бессилия», ставящими естественный предел человеческому познанию.

Но советские ученые своей деятельностью опровергают подобные «запреты». Наши астрономы В. Б. Никонов и А. А. Калиняк при участии электрофизика В. И. Красовского не в нарушение, а в обход закона Стокса построили первый в мире элек-тронооптический преобразователь для фотографирования небесных объектов а инфракрасных лучах.

В этом чудесном приборе, словно взятом напрокат из будущего, невидимое инфракрасное изображение проектируется на полупрозрачный фотокатод, чувствительный к инфракрасным лучам. Вырванные из фотокатода электроны, получившие добавочный разгон в электрическом поле, падают на люминесцирующий экран, расположенный так же, как и катод, на внутренней стенхе вакуумной колбы электронооптиче-ского преобразователя. И вот под ударами электронов на зеленом экране вспыхивает светящееся изображение невидимого инфракрасного светила.

Направив летом 1948 года свой прибор на невидимый центр нашей Галактики, скрытый до сих пор

щ г

К. 4.

ИР- А Я

|мрЛГГО«Ы« г CBI

ЛУЧИ

ИНФРАКРАСМЫ1 ЛУЧИ

400мр

Юг

Слева — фотография участка неба, видимого в обычный телескоп. Справа — тот же участок, сфотографированный в инфракрасных лучах. Сквозь полупрозрачные космические туманности просвечивает предполагаемое центральное скопление лвеяд нашей Галактики.

Слева — фотография участка неба, видимого в обычный телескоп. Справа — тот же участок, сфотографированный в инфракрасных лучах. Сквозь полупрозрачные космические туманности просвечивает предполагаемое центральное скопление лвеяд нашей Галактики.

мощными облаками черной межзвездной пыли, ученые увидели на фотографии, что сквозь полупрозрачные хлопья туманностей просвечивает нечто ] огромное и светящееся, какое-то эллиптическое тело, примерно в сто раз большее, чем диск полной Луны. Повидимо-му, это и есть то гигантское скопление звезд, что сосредоточено в центре чудовищной спирали, образующей нашу Галактику.

Применив немного отличный метод фотографии в инфракрасных лучах, московский астроном Л. Н. Радлова получила на пластинке целый ряд новых звезд и туманностей, невидимых ни в один телескоп. Так к бесчисленным звездам, записанным в каталогах, прибавилось семейство инфракрасных звезд.

Что такое инфразвездыт Мы еще слишком мало знаем об этом классе небесных тел. Их температура в среднем равна 600-800 градусам, они тускло тлеют, как полупогасшие угли. Но мы не знаем, в какую сторону идет их эволюция. Быть может, это гаснущие звезды, близкие к своей гибели? Жли это молодые, еще не разгоревшиеся светила, только начинающие свое существование?

Объекты астрономии невидимого значительно более многочисленны, чем мир, видимый в телескоп. Исходя из динамических соображений, профессор П. П. Па-ренаго подсчитал, что полная масса нашей Галактики равна 80 миллиардам солнечных масс. Однако все

Слева — участок неба со звешдами, видимыми в обычный телескоп. В середине — этот же участок в инфракрасных лучах. Справа — радио tee яды, обнаруживаемые радиотелескопом на втом же участке неба.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сфотографированные страницы журнала все звезды

Близкие к этой страницы