Техника - молодёжи 1952-02, страница 5

Техника - молодёжи 1952-02, страница 5

Муюн (верблюжья шея) река нередко выбрасывает черепки обожженных амфор. Однако сказание говорит о неудаче этой попытки. Впервые и навечно скуют плотиной Аму-Дарью лишь советские люди. И это даст возможность преобразить весь прилегающий край.

В центре края расположена обширная дельта Аму. Это сплошные труднопроходимые джунгли из трехметрового тростника, в чащу которого можно проникнуть, лишь пробираясь по пояс в воде и беспрерывно раздвигая зеленую стену, либо протискиваясь на узких плоскодонках. Здесь, в этих зарослях, осаждают свои наносы желтые, мутные воды Аму-Дарьи, несущей больше ила и песка, чем Нил, Ганг или Инд. На 10-25 см ежегодно поднимается местами дно от осевшего на него песка и ила.

МОЩНЫЙ ЗЕМСНАРЯД

* ' I

т

Л тл

ЭКСКАВАТОР

СКРЕПЕРЫ

Потом наносы оседают, сильно уплотняясь при высыхании, но все же река так быстро нагромождает осадки, что вся дельта оказывается выпуклой. Городок Кунград, построенный когда-то на берегу реки, оказался теперь расположенным на 4,5 м ниже уровня ее вод. Неудивительно, что человеку приходится затрачивать громадное количество труда, чтобы заставить реку течь в своем русле, не ринуться в сторону, не затопить прилегающий край. В два и в три ряда протянулись по берегам реки созданные для этой цели ограждающие дамбы.

По обе стороны от тростниковых зарослей дельты протянулись обширные солончаковые земли, а дальше лежат громадные пространства, созданные наносами Аму-Дарьи, но давно покинутые рекой и превратившиеся в глинистые пустынные равнины. Они так бедны растительностью, что невольно зарождают мнение о полной неплодородности их почв. Однако там, где эти земли частично орошены сейчас колхозами, на них выращивают даже без удобрения богатейшие урожаи. На две-три сотни километров ца запад от дельты Аму-Дарьи растянулись эти глинистые и суглинистые, так называемые такырные и такыро-видные земли. Безводье, миражи,

растресканная от зноя и сухости земля, а между тем все говорит о том, что была здесь вода, была и жизнь. Десятки развалин городищ и крепостей, следы каналов, дорог и обвалованных полей, битые кирпичи и осколки посуды остались свидетелями того, что здесь когда-то цвела жизнь. Это было тысячелетия тому назад, а местами только 300—400 лет тому назад, когда в 1575 году воды Аму окончательно и полностью повернули в Арал. Весь этот край в 300 тыс. га на правобережье Аму-Дарьи и в 500 тыс. га на левобережье будет орошен и превращен в хлопковые плантации, люцерновые поля, сады и виноградники. На месте тростниковых зарослей появятся обширные рисовые поля. И это будет весьма скоро. В Нукусе — столице Каракалпакской АССР — уже существует специальное управление. строительством новых ирригационных систем, которое в течение 1951 года провело большие изыскания.

С весны 1952 года будет при-ступлено к реконструкции и сооружению пяти основных каналов.

Они будут питать водой земли нового орошения. Колхозы готовятся к приему новой воды, к резкому расширению площади возделываемых земель.

От Тахиа-Ташской плотины Главный Туркменский канал пройдет по пустыне на юго-запад. Еще не решен вопрос — будут ли для него использованы староречья Куня-Дарья и Даудан, или он будет полностью прокопан заново, но тем или иным способом он будет доведен до мест, где не менее трех тысячелетий назад из не существующего ныне обширного озера Сары-Камыш брала свое начало река Узбой. Ее прекрасно сохранившееся русло будет использовано для обводнения песчаной пустыни Кара-Кумы.

Наши песчаные пустыни — это отнюдь не бросовые земли.

На самом деле наши внетропи-ческие пустыни совсем не так уж страшны. Да, в них имеются районы с голыми песками, почти лишенными растительности, но такие барханные пески занимают лишь около 5% территории наших пустынь. Остальные же 95о/0 площади песков не только обладают растительностью, но и покрыты хотя и пустынным, тонким, но все же дер* ном, резко уменьшающим их подвижность. Этот дерн образован корешками невзрачной тонкой и невысокой травки — песчаной осоч-ки. Но как ни мала эта осочка, она составляет основное богатство пе-сков, так как является лучшим кормом для подножного выпаса овец, и в частности каракулевых. Пески наших пустынь—это районы круглогодовых пастбищ. В них выпасаются миллионы голов овец, немало коз и верблюдов.

Здесь в пустыне за год выпадает лишь 100 мм осадков, но пески жадно поглощают не только воду дождей и талого снега, но и влагу воздуха и хорошо удерживают ее в себе, мало теряют ее на испарение и отдают ее в основном корням растений. Вот почему не глинистые, не каменистые, а именно песчаные пустыни наиболее богаты растительностью и являются лучшими пастбищами.

Но значит ли это, что пески будут полностью орошены и превращены в поля? Отнюдь нет.

Ведь гряды песков отстоят одна от другой меньше чем на 200 м, а вздымаются при этом над меж<< грядовыми впадинами на 10-30 м. Допустим, что можно пески так насытить водой, что удалось бы вырастить на них все что угодно, но ведь возделывать такое поле, где негде пройти машине, мало смысла. Значит, расчлененные пески, в которых нет ровного местечка, незачем нам превращать теперь в поля. Песчаные пустыни останутся еще надолго пастбищами, но надо их обеспечить водой не только для питья людям и водопоя скота, но и для создания орошаемых кормовых баз животноводческих хозяйств непосредственно в пустыне, там, где для этого условия наиболее благоприятны.

Река Узбой, когда она промывала в песках свою долину, оставила после себя широкие полосы - терра-

8

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Обвалованные сооружения

Близкие к этой страницы