Техника - молодёжи 1952-05, страница 4

Техника - молодёжи 1952-05, страница 4

ПРОГРГВАЕМАЯ 3d НА. исплрьние

ГАЗОВ.

ХОЛОДНАЯ ЗОНА. КОНДЕНСАЦИЯ ГАЗОВ

Одна из половин схематического сечения первичного облака космической пыли, из которого образовались планеты. На схеме указаны приблизительные температуры различных частей облака.

частицы должны были намерзать молекулы газов, перемешанных в этом облаке с пылью и дымом...»

Но когда отдаленные потомки первого космического путешественника, прочитавшие его труд, захотели вновь исследовать протосолнечную систему, то они не обнаружили в пространстве того огромного сплошного щита, который нанес на свою галактическую карту первый исследователь.

Еще издали группа ученых, вновь отправившихся в далекое путешествие на межзвездном корабле, заметила ослепительно-белую звезду с диском, словно перечеркнутым черной чертой. Подлетев ближе, исследователи обнаружили, что гораздо более плоский и полупрозрачный диск, окружающий слегка постаревшее Солнце, уже не состоит из «космического дыма».

Исследовав это странное небесное тело со всех сторон, межзвездные путешественники установили, что пылевое кольцо вокруг Протосолнца при поперечнике почти в двенадцать миллиардов километров имеет исчезающе малую толщину — всего в несколько сот километров. Видимое с ребра, оно перечеркивает солнечный диск тонкой чертой, но при наблюдении в плане почти исчезает. Сквозь него мутно-красным светом просвечивают крупные звезды, и только яркая кромка, обращенная к центральному светилу, видна издалека. А остальная часть кольца едва заметна под блеском далеких звезд: ведь ни один луч первоначального Солнца не проникает во внешние области этого пылевого диска, летящего вместе со своей центральной звездой вокруг могучего звездного скопления, расположенного вблизи центра нашего Млечного пути.

При первой же попытке проникнуть внутрь этого темного кольца межзвездные исследователи обнаружили, что имеют дело совсем не с «космическим дымом» первичного облака. Скрип, скрежет и ощутительные удары по наружной броне корабля ясно показали им, что первоначальная диффузная, рассеянная материя сгустилась в крупные хлопья, превратилась в песок, льдинки и даже большие глыбы камня или металла. Больше того: в мутной красной мгле путешественники по мировому пространству увидели бесчисленное множество крупных сгущений, напоминающих небольшие планеты, вращающиеся вместе со всем облаком вокруг Солнца. И, опустившись на поверхность одного из таких планетоподобных тел, ученые из другого мира убедились, что поверхность его твердая и что оно представляет собой зародыш будущей планеты рождающейся солнечной системы.

Фантастическая картина предстала их глазам при наступлении рассвета. Кроваво-красное Солнце, едва просвечивающее сквозь оранжево-алую мглу, осветило мертвый, холодный пейзаж этого странного небесного тела. Песок и мелкая пыль, покрывали всю поверхность планетоида — вплоть до близкого горизонта, расположенного от наблюдателей в расстоянии всего лишь нескольких километров. В низком черном небе, едва озаренные солнечными лучами, перед изумленными наблюдателями со страшной скоростью проносились тускло освещенные луны — круглые или бесформенные, которые совершенно бесшумно сталкивались, то соединяясь вместе, то распадаясь прямо на глазах. Тучи песка и пыли медленно осаждались на

2

псверхность неведомой планеты, и отдельные глыбы и камни, падающие на поверхность планетоида со всех сторон, ударившись в хрупкую почву, часто взрывались с огромной силой, далеко разбрасывая обломки и образуя пыльные воронки.

Пробыв на поверхности этой протопланеты достаточное время, чтобы произвести подробные ее исследования и едва не погибнув под потоками пыли, путешественники, наконец, вернулись на родину и изложили итоги своей работы в обширном труде. Они рассказали в нем, что неизвестная планета, которую они посетили, повидимому, совсем недавно образовалась из рассеянных пылевых масс, что она имеет рыхлое строение и по размерам очень невелика — асего несколько сот километров в диаметре. Планета эта не имеет атмосферы, так как из-за малой массы не может удержать на своей поверхности молекул газа, движется вокруг Солнца по вытянутому эллипсу и вращается вокруг своей оси чрезвычайно медленно; причем эта ось вращения при столкновениях с крупными глыбами иногда меняет ■ свое положение. «Планета Икс», как ученые условно ее назвали, имеет несколько десятков спутников, но все они неустойчивы и представляют собой лишь огромные пылевые шары. Из-за отсутствия атмосферы, из-за космического холода на теневой стороне, испепеляющего жара днем и непрерывной метеоритной бомбардировки жизнь на этой планете в настоящее время невозможна.

Если бы это сочинение ученых из другого мира попало в наши руки и мы смогли бы его расшифровать, то никогда не догадались бы, что здесь речь идет о нашей Земле... Никогда не догадались, если бы у нас в руках не было новой теории происхождения солнечной системы, — теории, недавно разработанной в СССР и указующей нам дорогу сквозь тьму бесчисленных миллионолетий к той эпохе, когда рождалась наша Земля.

Наша солнечная система действительно представляет собой систему, то-есть не случайное собрание небесных тел, но некоторое их единство, обладающее целым рядом общих свойств. Все планеты движутся вокруг Солнца по слабо вытянутым эллипсам, мало отличающимся от кругов, в-се они обращаются около центрального светила в одном и том же направлении, а их орбиты расположены почти в одной плоскости, немного не совпадающей с экватором Солнца, которое само вращается в ту же сторону.

Большинство спутников планет также подчиняется этим общим правилам. В ту же сторону, что и планеты, движется вокруг Солнца огромный пояс астероидов, расположенный в промежутке между Марсом и Юпитером. Больше того, в расстояниях планет от Солнца имеется какая-то странная закономерность; она выражается простой математической формулой, но долгое время не поддавалась никакому объяснению.

И вот эти закономерности легли в основу двух великих космогонических гипотез XVIII века, носящих имена своих создателей: немецкого философа Иммануила Канта и французского астронома-теоретика Пьера-Симона Лапласа.