Техника - молодёжи 1953-08, страница 21

Техника - молодёжи 1953-08, страница 21

Вот теперь, пожалуйста, измеряйте. Ловите на плитках десятые и сотые доли микрона.

Но в окна цеха стучится то белая зима, то жаркое лето. И опять -влияние на плитки. Зимой охранять их от проникновения холода все-таки легче. По стенам- участка толстыми змеями извиваются трубы, составляя причудливый узор. По ним течет горячая вода. И внимательные регуляторы держат все время приток воды таким, чтобы ртутный столбик на большом термометре не сходил с цифры «20».

Но лето! Мы говорим: «Ах, как хорошо! Жарко, можно погреться». А для маленьких нервных плиток это почти солнечный удар. Недаром помещение для участка плиток выбирается так, чтобы окна его выходили на север, но только не на юг, не на солнечную сторону. И даже от косых последних лучей здесь защищаются легкими шторами. Участок оборудован охладительными установками, системой вентиляции, которая отсасывает воздух плохой, перегретый и подает воздух свежий, проточный, образующий перед окнами охлаждающую подушку. К тому же еще и по изогнутым трубам отопления булькает холодная вода. Так во всем помещении создается как бы свой, замкнутый микроклимат. Двадцать градусов по Цельсию, ни больше ни меньше, -та атмосфера, в которой могут нормально существовать наши плитки.

И все же ® сильную жару выпадают такие дни, когда работать с плитками лучше, вернее всего только ночью, с самым ранним рассветом. Остывает воздух, остывает камень, асфальт. Окружающие здания перестают быть печками, излучающими набранную от солнца теплоту. И тогда, в эти тихие часы, приходят сюда девушки-контролеры, надевают белоснежные халаты и садятся за столики.

Тихо. Работают почти безмолвно. Только изредка кто-нибудь скажет фразу вполголоса. Да в такой час и не хочется громко разговаривать.

С АТТЕСТАТОМ В ЖИЗНЬ

Плитка за плиткой снимается с приборов и, получая на папиросной бумажке свой первый аттестат, отправляется на раскладку. На другой день я увидел их уже обмазанными вазелином и разложенными в футлярах по ячейкам, как в сотах улья. Полный набор в восемьдесят семь штук, из которых можно составить по желанию тысячи и тысячи самых различных размеров — и любой с микронной точностью. В этих футлярах плитки покинут участок, покинут завод и, пройдя еще более строгий экзамен в лаборатории представителя Института мер и измерительных приборов, получат уже аттестат окончательный и вместе с ним право именоваться своим официальным званием — плоско-параллельные концевые меры длины.

Они идут, эти маленькие плитки, в широкую жизнь, в промышленность, в науку, неся на себе постоянство и непогрешимость светового эталона. Они входят, как кирпичики, в самую основу, фувдя&юэт нашего стройного здания единой системы измерений, давая нам возможность поднимать все выше и выше уровень точности нашей работы, общий класс точности всей нашей техники.

Профессор А» П. РЫБКИН,

заместитель начальника Технического управления Министерства машиностроения СССР

Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития

СССР на 1951 — 1955 годы предусматривают рост производства паровых турбин в 2,3 раза, а гидравлических турбин — в 7,8 раза.

Советские турбины, и паровые и гидравлические, — самые совершенные и самые крупные в мире. Рабочие колеса гидротурбин, которые будут установлены на Куйбышевской и Сталинградской ГЭС, имеют диаметр свыше 9 м, а общая высота гидротурбины и электрогенератора составит 40 м — выше двенадцатиэтажного дома. Размеры деталей, из которых монтируется такой агрегат, можно представить себе по валу, обхватить который едва могут три человека. В нашей стране построена и крупнейшая в мире паровая турбина мощностью ъ 150 тыс. хвт. Огромные размеры имеют детали, из которых собирается эта турбина, — части корпуса, ротор и т. д. Немало и других гигантских машин создается на наших заводах. Для обработки их частей нужны и станки^великаны.

Целую серию таких станков-гигантов создали в последнее время советские станкостроители. Среди них и уникальный фрезерный станок «ГФ-187», Длина станины этого станка — 17 м, васирина — 0,5 м, высота — 5,5 м. Весит станок примерно 180 т. Это вес Двух больших паровозов.

Станок-великан отличается от других фрезерных станков не только своими размерами, но и тем, что все движения механизмов станка сблокированы и осуществляются автоматически.

Более 20 тыс. деталей насчитывается в этом станке.

Гигантский станок имеет не одну, а три станины. Обрабатываемую деталь закрепляют на стойках-люнетах на средней станине. Один из этих люнетов - неподвижный, другой — подвижный. Подвижность второго люнета позволяет устанавливать для обработки детали различных размеров. По обеим сторонам средней станины расположены боковые станины. На каждой из них смонтированы подвижные салаоки, на которых укреплены стойки с фрезерными головками. Передняя и задняя стойки могут передвигаться поперек станины по направляющим салазок. Эти салазки, в свою очередь, вместе со стойками передвигаются параллельно оси обрабатываемой детали. Скорость перемещения салазок может доходить до 2 тыс. мм в минуту. Это относительно большая скорость! У других фрезерных станков перемещение салазок происходит значительно медленнее, и в большинстве случаев оно производится вручную.

На каждой стойке нового станка имеется четыре фрезерных шпинделя: один вертикальный и три горизонтальных. На вертикальном укрепляют дисковую фрезу диаметром от 510 до 750 мм. Этой фрезой прорезают в обрабатываемых деталях пазы глубиною от 125 до 227 мм и шириною от 22 до 29,3 мм.

На одном из горизонтальных шпинделей укрепляют торцовые фрезы, которыми фрезеруют наружные грани роторов синхронных генераторов. Два других горизонтальных шпинделя смонтированы в одной фрезерной головке. Она устроена так, что ее фрезы могут перемещаться и горизонтально и вертикально, что позволяет производить фрезерование (пазов сложной конфигурации, в виде буквы «Т» или «ласточкиного хвоста».

Каждый шпиндель может работать самостоятельно, скорость вращения их изменяется в широких пределах. Вертикальный шпиндель имеет от б до 90 оборотов в минуту, горизонтальный — для торцовой фрезы - от 50 до 160 оборотов в минуту, остальные шпиндели, находящиеся в одной головке, вращаются со скоростью от 50 до 630 оборотов в минуту.

Этот сложный станок обслуживает всего только один рабочий. Он наблюдает издали за работой станка. Если же ему необходимо повернуть деталь, то ои нажимает кнопку и деталь поворачивается.

Настройка фрез на нужную глубину резания и взаимное расположение пазов производятся автоматически по специальным шаблонам - габаритам. Это гарантирует точность обработки дорогостоящих деталей.

В конструкции нового станка все предусмотрено, чтобы максимально облегчить труд рабочего. Всю тяжелую работу при передвижении детали или вспомогательных (механизмов выполняют 22 электрических двигателя.

Управление всеми рабочими и вспомогательными механизмами централизовано и производится с пультов управления, расположенных на рабочем месте. Управление осуществляется нажимом кнопок, а не рукоятками и маховичка!ми, как это делается на существующих станках ряда иностранных фирм.

Этот замечательный агрегат построили на Горьковском заводе фрезерных станков по проекту специального конструкторского бюро Министерства машиностроения СССР. Станок предназначен для обработки роторов турбогенераторов мощностью от 3 500 квт до 150 тыс. квт и роторов мощных синхронных генераторов, сделанных из специальной стали.

Расчетная производительность нового станка в 2,5-3 раза больше производительности существующих. Но это не предел. При испытании станка с фрезами из твердосплавных сталей только за счет увеличения скорости производительность была увеличена в 6 раз.

Благодаря автоматизации точность и чистота обрабатываемых поверхностей роторов значительно выше, чем при обработке на обычных станках.

19