Техника - молодёжи 1954-09, страница 10ПЕРЕДАЮЩИЕ АППАРА1ЛЫ Схема, иллюстрирующая принцип стереофонической передачи звука. В середине рисун~ ка — передающие аппараты. Когда звук передается, сразу эти аппараты работают как усилители. Если нужно получить стереофонический звук с -ранее произведенной записи, передающими аппаратами служат магнитофоны. вторым громкоговорителем. Если в помещении, откуда передается звук, разместить скрытые в стенах микрофоны, а в другом помещении поместить соответствующим образом замаскированные и связанные с микрофонами громкоговорители, то это позволит как бы «перенести» звуковое поле первой комнаты во вторую. Когда в комнате, где установлены микрофоны, будет ходить разговаривающий человек, то во второй комнате, в которой установлены громкоговорители, появится «блуждающий» по комнате звук его голоса, перемещение разговаривающего «человека-невидимки» будет выявляться отчетливо, различаться слушателями по звукам его речи, шагов и т. п. Идея использования стереофонической записи звука в кино была высказана в 1928 году советским изобретателем А. И. Экало. Первые успешные опыты стереофонической передачи звука были осуществлены в СССР в 1935 году профессором И. Е. Гороном. В 1936—1937 годах в киностудии «Союздетфильм» Б. Н. Коноплевым и М. 3. Высоцким и в НИКФИ профессором П. Г. Тагером были проведены успешные опыты по стереофонической записи эвуко. для целей кино. В 1949 году в Научно-исследовательском кино-фотоинституте (НИКФИ) была осуществлена экспериментальная стереофоническая киноустановка с широким экраном. При стереофонической записи звука в помещении, где записывается звук, устанавливается несколько микрофонов и с каждого из них записывается самостоятельная фонограмма. Таким образом, кинофильм со стереофоническим звуком имеет не одну, как обычно, а несколько звуковых дорожек. Звук с каждой воспроизводится в зрительном зале кинотеатра через свой громкоговоритель. При этом стереофонические фонограммы могут располагаться или на кинофильме вместе с кадрами изображения, или на отдельной пленке, движущейся при демонстрации фильма строго согласованно с кинопленкой, несущей изображение. Особенно хорошие результаты дает магнитная запись, передающая звук почти без искажений и помех. Стереофонический способ позволяет связать звук с движущимся на экране источником этого звука. Так, на- Можно сделать так, что зрители услышат пение и щебетание невидимых птиц, летающих над их головами, или раскаты грома при изображении грозы. Можно в зрительный зал вынести невидимый оркестр, причем зрители будут отчетливо различать, что скрипки находятся, например, в левой части зрительного зала, а рояль — в правой. Стереофоническая запись и широкоэкранное кино значительно расширяют возможности киноискусства, способствуя большей естественности и реальности кинозрелища. СОЮЗ КИНОАППАРАТА С ТЕЛЕВИЗОРОМ На стыке кинематографии и телевидения рождается сейчас новая замечательная область техники — телекино. Экраны существующих телевизоров очень малы по сравнению с киноэкраном, в этом недостаток телевизоров. Увеличить экраны телевизора сколько-либо значительно очень трудно, так как нх размеры связаны ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗВУК -А. /ОПТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ! IМАГНИТМАЯ ЗАПИСЬ) ^ /Г' МАГНИТНАЯ ЗАПИСЬ Виды кинопленки в разных системах широкоэкранного стереофонического кино: 1. Изо-бражение и звук на двух различных пленках. 2. Изображение и звук на одной пленке, имеющей одну оптическую и две магнитные стереофонограммы» 3. Изображение и звук на одной пленке, имеющей деформированное изображение и 4 магнитные фонограммы. пример, если актер переходит иа правой части экрана в левую, то звук его голоса «следует» эа изображением актера, как бы перемещаясь вместе с ним по экрану. В этом случае даже с закрытыми глазами можно определить, где находятся на экране изображения разговаривающих актеров. Современные системы стереофонической записи звука позволяют также осуществить иллюзию перенесения источника звука из плоскости экрана в зрительный зал кинотеатра Схема телепередачи и приема кинофильмов. с диаметром колбы приемкой трубки — кинескопа. Однако имеется много путей увеличения изображений, даваемых телевизором. Еще в 1936—1939 годах в СССР были проведены работы по получению телевизионных изображений на большом экране. Изображения на телеэкране снимались на кинопленку. Фотохимическая обработка пленки проходила без замедления ее движения. Таким образом, удалось сразу же проектировать только что снятый кинофильм на большой экран. Но этот способ требовал сложной аппаратуры, большого числа дополнительных операций: киносъемки, фотохимической обработки кинопленки, ее сушки и проекции с помощью кинопроектора заснятого телевизионного изображения на киноэкран. Другой, более простой способ получения телевизионных изображений на большом экране заключается в прямой проекции изображений с маленького экрана специального телевизора на большой экран. Телевизор должен иметь небольшой по размерам, но очень яркий кинескоп, работающий при напрял^ении
|