Техника - молодёжи 1954-10, страница 39

Техника - молодёжи 1954-10, страница 39

отделение омелкокомкового, а затем крупнокомкового построения. Это как бы главный сборочный цех производства почвы.

В первом отделении почвенная масса продавливается через многочисленные отверстия двух металлических вибро-еит. Пройдя через эти отверстия, мельчайшие частички связываются в мелкие комочки почвы. Во втором отделении из этих комочков формируются уже комки величиной в два-три сантиметра. Это и есть комки культурной, плодородной, структурной почвы. Аппарат изготовляет и равномерно перемешивает Комки одиннадцати различных форм, благодаря чему между ними образуются крупные разнообразные по-которые почва использует под «кладовые» для воздуха.

Теперь несколько слов о дополни-. телыЬй? работе наших микроорганизмов: Ё * процессе формирования машина закладывает в каждый комок шарик диаметром в три миллиметра, приготовленный из специального белкового вещества, быстро разрушаемого микроорганизмами. В результате внутри каждого комка через некоторое время получается пустое пространство. Эти пустоты при дожде на некоторое время заполняются водой, а потом после ее рассасывания — воздухом. Поэтому, подобно лучшим черноземам, приготовляемая нами почва создает особо благоприятные условия для жизни растений, так как воздух в нужном количестве содержится не только между комками, но и внутри них.

Объяснения Ивана Тимофеевича, чзредка прерываемые моими вопросами, продолжались в течение всего пути. Когда мы миновали лес, было уже около пяти часов вечера.

Тяжело дыша и с трудом вытаскивая увязающие в песке ноги, мы, наконец, оказались на вершине холма. Отсюда была видна экспериментальная установка, стоявшая у опушки леса. У машины собралась большая группа людей, состоявшая, видимо, из участников экспедиции.

Собравшиеся к чему-то готовились: подъезжали зеленые автоцистерны, из леса несли желтые ящики, два человека тянули большую катушку, оставляя за собой на белом песке черную нить кабеля или шланга.

Через несколько минут мы были уже у экспериментальной установки, К нам подошел профессор Невзоров:

— Вы подоспели как раз во-вре-мя. Сейчас начинается испытание нашей установки.

— Значит...

— Да, майор привез производитель; его монтаж уже заканчивается.

— А здоровье Михайлова?

— Последнюю радиограмму я получил полчаса назад: здоровье техника улучшается, врачи уже не опасаются за его жизнь.

— Эй, товарищ! — крикнул профессор водителю подъезжающей автоцистерны. — Что везете?

— Угольную кислоту и жидкий аммиак.

— Подъезжайте к средней части установки. Вон туда, где стоит Барановский. Петров, где редуктор для аммиака?

— Здесь, профессор.

Подошел сбоку майор, посмотрел на меня и рассмеялся. Видимо, мое нетерпение поскорее узнать результаты его работы в городе было сразу заметно.

— Ну что, — спросил я его, — неул*ели поймали?

— Помните, я говорил, что похититель, видимо, хорошо рисует. Это полностью подтвердилось. Неизвестное лицо было знакомо с устройством машины благодаря наличию у него копии подробной инструкции—описания, состав л енного в институте. Текст описания был им восстановлен по старым копиркам, которые брались машинистками для перевода узоров вышивок. Человек, хорошо рисующий, мог умышленно познакомиться с машинисткой и брать у нее. эти копирки под предлогом изготовления копий узоров для вышивания.

— Конечно, так!

— Однако это оказалось не совсем так. Машшшстка Ирина Масленникова действительно была знакома с человеком, описание которого соответствует установленным нами сведениям о преступнике. Он действительно умеет рисовать, но... никогда не уносил с собой старых копирок. Переводы узоров вышивок он делал у нее иа квартире.

— Насколько я понимаю, восстановить текст по старой копирке не так просто. Неизвестный другим путем раздобыл инструкцию?

— Нет. Наши первоначальные предположения оказались правильнее. Я иашел пачку старых копирок на квартире Масленниковой. Однако

- щ г

изучение текстов,, которые печатались при их помощи, показало, что эти копирки принесены не из института. Судя по тексту, они, к удивлению Масленниковой, были принесены из какого-то клуба. Неизвестный был опытным и осторожным шпионом. Из боязни возбудить малейшее подозрение, он не уносил с собой старых копирок, а ловко подменял приносимые им старые копирки иа копирки, приносимые из института М ас леннико вой.

Остальное — проще. Шпион, настоящая фамилия которого оказалась Стивене, был известен Ирине Масленниковой под именем Петра Андреева. Под этим именем он работал в качестве руководителя художественной самодеятельности в городском профсоюзном клубе. Здесь он и познакомился с Ириной. А она училась в клубе на курсах кройки и шитья.

Для Стивенса провал оказался совершенно неожиданным. Он не успел даже как следует спрятать производитель. Агрегат был найден в его небольшом гараже.

Я с нескрываемым восхищением посмотрел на майора.

— Александр Андреевич, это просто изумительно: вы распутали дело, задержали шпиона <и возвратили производитель по принадлежности.

— Не увлекайтесь, старший лейтенант. Все дело, в конечном итоге, оказалось не таким уж сложным. Однако мы еще раз убедились в том, насколько наши люди должны быть бдительными в любой мелочи, в любом, казалось бы, пустяке. Но хватит об этом; видите, профессор зовет нас к почвообразующей машине. Признаться, я доволен, что именно нам было поручено это дело. Мы ознакомились с истинно сказочной машиной. Надо думать, настанет время, когда такие машины отправятся в дальний путь, превратят все песчаные, каменистые, глиняные пустыни в новые житницы, в новые прекрасные благоухающие сады...

В этот момент дрогнул высокий светлый корпус экспериментальной установки. Машина, чуть наклонясь на пологом откосе, медленно двинулась вперед. Прошло несколько минут, и между широкими следами гусениц появилась темная лента почвы.

Машина двинулась вперед. Среди сухого песка появилась между широкими следами ее гусениц черная полоса свежей почвы.

Is

f

h

я

J