Техника - молодёжи 1954-10, страница 36

Техника - молодёжи 1954-10, страница 36

ством мелких отверстий и узких щелей, закрытых густой металлической сеткой.

— Занимательная вещь, не лравда ли? — послышался надо мной голос профессора.

Я попросил его рассказать о том, как работает машина.

— У нас под ногами так называемый средний песок. Величина его отдельных частиц — от четверти до одного миллиметра. Падающая на такой песок вода легко просачивается сквозь крупные поры. Правда, и мелкие частицы сами по себе плохой материал для хорошей почвы. Воде трудно сквозь них просочиться, а корневым волоскам растений не проникнуть в щели (между частицами. Однако для построения почвы иам нужны мелкие частицы. Для получения плодородной почвы нужна такая структура, мельчайшие почвенные частички которой были бы соединены в более крупные комочки и чтобы между этими комочками были крупные поры.

Есть еще одна причина, объясняющая, почему нам нужны мелкие частицы. В песке, кроме минерала кварца, который не может обеспечить питание растений, имеются, правда в небольших количествах, другие минералы, содержащие фосфор, калий, кальций, железо и друше вещества.

Михайлов почувствовал резкий толчок в грудь и, беспомощно взмахнув руками, упал ничком, словно споткнувшись об узловатые корни дерева.

нужные для жизни растений. Если эти минералы находятся в очень мелком, так называемом коллоидальном состоянии, то они легко растворяются водой и растение быстро получает нужные для его роста вещества.

Перед нами, создателями искусственной почвы, стоит тройная задача: во-первых, раздробить песчинки на более мелкие частицы; во-вторых, расщепить имеющиеся в песке полезные минералы на еще более мелкие коллоидальные частицы и, в-третьих, построить из этого материала, с прибавлением органических и минеральных веществ, почвенные ко

мочки. Третью задачу решает другая установка нашей машины — она расположена под производителем, а две первых — аппарат, который вы видите перед собой. Его, пожалуй, можно назвать машиной времени. Открытая поверхность базальтовой скалы за четыре года может покрыться пленкой намельченных частиц -толщиной всего лишь в один миллиметр. В нашей же установке секунды заменяют века.

Мощные потоки ультракоротких волн накаляют слой песка толщиной в тридцать сантиметров на несколько сот градусов. Специальные охлаждающие эмульсии и ультразвуковые волны различной частоты дробят раскаленные песчинки на части нужной величины.

— Товарищ старший лейтенант,— послышался голос Потапова, — идите сюда. Обнаружены отпечатки рук, на одной нет пальца, как у Михайлова. Они обведены мною мелом на двух внутренних стенках секции производителя.

ПО СЛЕДУ

Потапов быстро и уверенно шел вглубь леса. Иногда он останавливался, ложился на землю, внимательно рассматривая мох, редкую траву, прошлогодние хвойные иглы.

— Шли два человека в одном направлении, но не рядом, — заметил он.

— Но я вообще не вижу следов!

— Да, в таком лесу они мало заметны.

Мы шли уже с полчаса. Начался довольно крутой спуск. Между стволами деревьев было видно, как лес дальше снова поднимается по склону очередного холма. По дну оврага протекал ручей с темной водой. Вдоль его берегов тянулась полоса влажной черной земли, кое-где покрытой сочной зеленой травой. Здесь наконец-то я увидел следы ног. Потапов был прав: прошли два человека; следы одного и& них глубоко отпечатались в мягком грунте.

Майор достал лупу, рулетку и очень осторожно, чтобы не повредить отпечатки, стал их изучать, измеряя во всех направлениях. Затем отошел в сторону, сел на сухую кочку и, закури©, закрыл глаза.

— Надо дать отдохнуть зрению, — сказал он и, не открывая глаз, спросил меня: — У вас сложилось какое-нибудь -мнение об этом «еле?

— По-моему, все ясно, товарищ майор. На месте похищения обнаружены отпечатки пальцев Михайлова. Затем следы Михайлова и его соучастника ведут в лес. Здесь они перешли ручей и направились дальше. Таковы очевидные факты.

— Факты, старший лейтенант, сложная вещь. Все зависит от того, как их воспринимать. Главное—найти единственный верный ответ. Для этого нужно заметить и изучить десятки мелочей, сопутствовавших данному факту.

Майор молча докурил сигарету и бросил окурок в едва слышно журчащий ручеек.

— Обнаружив, например, отпечатки пальцев Михайлова на стенках секции микробиологического производителя, я сразу понял, что техник производителя не похищал.

— Что? Что вы «говорите, Александр Андреевич? — Я вскочил на

ноги, будто меня подбросила пружина.

— Говорю, что техник Михайлов производителя не похищал, — повторил своим спокойным голосом майор. — Додумайте сами, может ли человек* держать громоздкую вещь весом свыше трех пудов «и одновременно двумя руками (прикасаться к противоположным внутренним стенкам секции?

— Конечно, пет. Но ведь он мог передать агоегат своему соучастнику.

— Зачем? Во всех сомнительных случаях задавайте себе этот вопрос. Так вот: на ниппелях, на муфтах соединительных трубок отпечатков пальцев Михайлова нет. Между тем Михайлов был без перчаток, что подтверждает наличие отпечатков его пальцев на стенках. Значит, отвинчивал соединения другой человек. Вы помните, я очень внимательно осмотрел песок у торцовой части машины. Там не было следов с плоской приглаженной поверхностью, которую мог оставить тяжелый агрегат, если б его поставили на песок.

Значит, неизвестный снял производитель, сдвинул его на порог двери секции, нагнулся и взвалил агрегат себе на спину. Вот почему на песке нет отпечатка агрегата. Как видите, Михайлов здесь ни при чем.

— Все получается (правдоподобно. Но ведь вы могли в чем-нибудь ошибиться?

— Конечно. Но это моя рабочая гипотеза, которая в дальнейшем подтвердилась. Песок, затем лес затрудняли точное изучение оставленных следов. Но все же и того, что я увидел, было достаточно, чтобы установить три новых очень важных факта: во-первых, один человек все время нес производитель, во-вторых, два человека передвигались в одном и том же направлении, но разными дорогами, «наконец, в-третьих, оба почти бежали. Вы понимаете, о чем это говорит?

— Если не ошибаюсь, это означает, что один человек преследовал другого.

— Совершенно верно. Неизвестный нес на себе агрегат. Михайлов, понятно, не мог - пяидеть похитителя темной ночью, ©добавок в довольно густом лесу. Он бежал, определяя по слуху направление, где находится убегающий от него человек. Поэтому следы идут в одном направлении, но не по той же дороге, а параллельно. Обнаружив каким-то образом преступника, Михайлов должен был не гнаться за ним, а поднять тревогу в лагере. Эта ошибка может стоить ему жизни. Ну, двинемся дальше.

Лес постепенно менял свой облик, по пути все чаще встречались лиственные деревья, появилась густая трава. Неожиданно майор остановился у ствола большой старой сосны.

— Так, так... интересно, — тихо проговорил майор, обращаясь скорее к самому себе, чем ко мне. Продолжая выражать вслух свои мысли, он обошел вокруг сооны, затем лег на землю и, вынув лу-пу, стал внимательно разглядывать скопившиеся около дерева иглы, листья, траву, а затем и кору дерева.

— Здесь он остановился... Вот он слушал... да, прислушивался... Обернулся... Ясно различимые следы поворота каблука. А вот и след производителя. Он опустил его на землю... чуть справа. Теперь шаг вперед, к дереву. А это что? Понят

34