Техника - молодёжи 1954-12, страница 33получить любой цвет, пользуясь красками, а не цветными лучами. Такой способ и принят в современной цветной фотографии. При этом необходимые цвета здесь получаются не путем сложевшя трех основных цветных излучений, а путем вычитания части цветных лучей из состава белого света. В отличие от первого, слагательного, или аддитивного. этот метод получил название вычитательного, или субтр активно го. Допустим, что нам нужно воспроизвести желтый цвет. В олагатель-ном споообе для ггого следовало бы оптически смешать основные красные и зеленые лучи При вычита-гельном способе тот же цвет можно получить, если вычесть нз состава белого света синие лучи Оставшиеся после такого вычитания красные и зеленые лучи, оптически смешавшись. и дадут нам желтый цвет. Такое вычитание можно произвести с помощью желтой краски, которая потому, собственно, и представляется нам желтой, что поглощает синие лучи и пропускает сквозь себя (или отражает) красные и зеленые. Если вычесть нз состава белого света красные лучи, то оставшиеся синие и зеленые лучи в оптической смеси дадут ощущение голубого цвета. -Следовательно, для вычитания красных лучей требуется голубая краска. Она поглощает красные лучи и пропускает синие и зеленые. Наконец, если вычесть из состава белого света зеленые лучи, то оставшиеся красные и синие лучи в оптической смеси дадут ощущение пурпурного цвета. Следовательно, для вычитания зеленых лучей требуется пурпурная краска. Желтый, голубой и пурпурный цвета являются дополнительными и трем основным (дополняют их до белого). Каждый, кому приходилось иметь дело с красками, знает замечательное свойство желтой, голубой и пурпурной красой. Это свойство заключается в том. что ни один из этих цветов нельзя получить смешением каких бы то ни было других красок, в то время как смешением этих кра сок можно получить любой встречающийся в природе цвет Именно эти краски и применяются в цветной фотографии. Однако для получения цветного изображения необходимо еще дозировать нужные краски. Примем количество каждого из основных излучений (красного, зеленого и синего), составляющих белый свет, за 100% и зададимся целью получить оптическим путем некоторый цвет, состоящий, например, из 10% красных лучей, 50% зеленых и 90% синих. Этот же цвет можно получить субтрактивныА! способом, вычтя нз состава белого света 90% красных лучей, 50% зеленых и 10% синих. Мы уже знаем, что для этого требуется подобрать лишь три крас-mi таких цветов и такой насыщенности. чтобы каждая из них вычитала из состава белого света нужное количество соответствующих цветных излучений Оставшиеся после такого вычитания цветные лучи в оптической смеси должны, очевидно, дать тот же цветовой результат. Иными словами, наложенные одна на другую или смешанные вместе три краски — желтая, голубая и пурпурная — точно воспроизведут заданный цвет. Голубую краску придется взять достаточно насыщенную, так как ей предстоит вычесть из состава белого света 90% красных лучей Пурпурная краска нужна менее насыщенная, тек как она должна вычесть лишь половину общего количества зеленых лучей, а половину их пропустить Что касается желтой краски, то она должна задержать всего лишь 10% синих лучей — насыщенность ее должна быть незначительной. Точность дозировки красок в цвет-вой фотографии обеспечивает обычная черно-белая фотография. Схема процесса цветной фотографии и первоначальная технология ее в общих чертах состоит в следующем. Во время съемки совершается операция анализа цветов или цветоделения — разложения всех цветов фотографируемых предметов на три основных. Для этого объект прежде фотографировали поол едов ател ык> с одной и той же точки три раза. Х1ем для одного из снимков на ктив фотоаппарата надевали красный светофильтр, для другого — зеленый, для третьего — синий. В результате такой троекратной съемки получались три черно-белых, но цветоделенных негатива, на каждом из которых определенным количеством выделившегося серебра точно зарегистрировано количество воздействовавшего на пластинку света одного нз основных цветов, Следующая операция состояла в изготовлении позитивов с каисдого из цветоделенных негативов и представляла собой обычную фотографическую печать. В результате этой операции получалм три черно-белых, но цветоделенных позитива. Третья операция заключалась в окраске каждого позитива в соответствующий ему цвет, дополнительный к цвету примененного при красный светофильтр Ж Н ЗЕЛЕНЫЙ ЛВЫг СВЕТОФИЛЬТР объектив |ряирм<У ПОЛУПРОЗРАЧНЫЕ ЭЕРНАЛА СИНИЙ СВЕТОФИЛЬТР Схема фотоаппарата с зеркальной gee то-делительной системой. съемке светофильтра, а именно, позитив, получе*шый с «сине!хэ* негатива, окрашивали в желтый цвет, с «зеленого» негатива —в пурпурный цвет, а с «красного» негатива — в голубой цвет. Заключительной операцией являлось соединение всех трех цветных изображений в одно многоцветное цветная фотография (Объяснение 4-й полосы обложми) 1. Смешивая ■ различных сочетаниях и пропорциях три основных цветных и ал учения — красное, зеленое и синее, можно получить все богатство цветов природы. Каждый из основных цветов представляет собой совокупность (оптическую смесь) лучей одной трети солнечного спектра. 2. Смесь красных и зеленых лучей вызывает ощущение желтого цвета, синих и зеленых — голубого, а синих н красных — пурпурного. Смесь же всех излучений дает белый цвет (на рисуи-мв показано белой стрелкой). 3. Вместо сложного способа смешения цветных лучей, необходимые цве. та гораздо проще можно воспроизвести с помощью красок. Используя слой красок как светофильтры, мы тем самым вычитаем из трехцветного состава белого света те или другие лучи основных Цветов. Желтое стекло вычи. тает синие лучи и пропускает красные и зеленые, которые при оптическом смешении дают желтый цвет. Таким образом, жвлтый цввт является дополнительным и синему; если их смешать, то получится белый цвет. Голубое стекло вычитает из состава белого свата крас ныв лучи и пропускает синие и зеленые, иоторые в оптической смеси дают ощущение голубого цвета. Голубой цвет является, таким образом, дополнительным к красному. пурпурное стекло вычитавт из состава белого свата зеленые лучи и пропускает красные и синие, дающие пурпурный цвет. Таким образом, зеленый и пурпурный цвета являются до п о л ни те л ьн ы м и. 4. Три краски: жал тая, голубая и пурпурная, смешанные в различных пропорциях и сочетаниях либо наложенные одна на другую (если ираски прозрачны), позволяют воспроизвести все цвета встречающиеся в природе. Таи, сложна пурпурное стекло с желтым, получим красный цвет, жвлтое стекло, сложенное с голубым, даст зе-леный цвет, а голубое с пурпурным — синий цввт. Все три стекла, сложенные вместе, дадут черный цвет (ив рисунке показано черной стрелкой). Именно ати три ираски и применяют* с я в цветной фотографии. 5. Схвма процесса трехцветной фотографии со светофильтрами. 6. Строение и эффектна нал избирательная цветочувствительность отдельных слое» цветной фотопленки. Верхний слой пленки чувствителен только и синим лучам. На средний слой действуют только зеленые лучи, на нижний — красные. При этом верхний слой дает желтое изображение, средний — пурпурное, а нижний — голубое. У. Схема получения цветных нзобра* жвний на трехслойных цветных фотоматериалах. 31 |