Техника - молодёжи 1958-03, страница 40

Техника - молодёжи 1958-03, страница 40

КАИ- 6

НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО И УМЕТЬ!

КАИ-7

КАИ- 9

К А И -42

КАИ 44

СТУДЕНЧЕСКОЕ ОКБ

Среди многочисленных институтских аудиторий и лабораторий разыскиваем дверь с лаконичной табличкой «ОКБ». Заходим. В большом светлом помещении за чертежными досками сосрс доточенно работают юноши. Обычная обстановка конструкторского бюро. Это и есть ОКБ — опытно-конструкторское бюро, возникшее два с лишним года тому назад в КАИ — Казанском авиационном институте.

Как и всякое конструкторское бюро, оно связано с заводами и учреждениями, его теребят телеграммами из разных городов нашей страны.

И все же ОКБ, расположившееся в стенах Казанского института, не обычное конструкторское бюро. Его не найдешь в сметах министерств и в штатах совнархоза. Это около пятидесяти студентов, добровольно объединившихся для серьезной работы в свободное от лекций время. Студенты четвертого, пятого и шестого курсов занимаются здесь конструированием планвров и легких спортивных самолетов. А опытные экземпляры по их проектам создают в строительных группах студенты первых трех курсов. На общем собрании выбирается совет ОКБ, возглавляющий эту своеобразную организацию. Такова ее структура.

«КАИ-бз ПОДНИМАЕТСЯ В ВОЗДУХ

Редко встретишь студента-само-летостроителя, который бы еще в пионерском отряде не строил и не запускал летающих моделей. Многие продолжают заниматься авиамод! лизмом и в институте. Но чем ближе заветный диплом инженера, тем острее желсние построить своими руками не модель, а настоящий планер или самолет собственной конструкции, испытать его в полете. Мечтал об этом и Михаил Симонов, когда на пятом курсе занимался конструированием самолетов в студенческом кружке.

В 1954 году М. Симонов yci вши о защитил диплом, был оставлен при кафедре. Но со студенческими мечтами он не расстался. Вместе с четверокурсниками Б. Ивановым, В. Яс-кевич м, В. Осокиным, Ю. Черновым и другими молодой инженер организовал кружок, поставивший своей целью не только спроектировать, но и построить одноместный спортивный планер. Произвели необхо-димь е расчеты, разработали узлы, сделали рабочие чертежи. Можно строить! Добровольных помощников хоть отбавляй! Даже первокурсники настойчиво прос тся в кружок. Но взять материалы и инструменты?

Перед нами «портреты» летающих машин, рожденных а студенческом ОКБ. Их нарисовал студент Валентин Белоусов.

М. Симонов вспоминает: в одном месте выпросили фанеру, в другом — лаки, в третьем — различные детали. За небольшими роликами пришлось пройти двадцать две инстанции! Прошли, достали. Настойчивость и энтузиазм молодежи ие останавливались перед препятствиями. К весне 1956 года планер, названный «КАИ-6», был готов к летным испытаниям. Нашелся и свой пилот. Секретарь институтского комитета комсомола Александр Пантюхин в то время занимался в аэроклубе, не раз уже летал на учебном самолете. Он первым поднялся в воздух на этой машине.

В прохладный мартовский день на пустыре за рекой Ка-занкой вокруг деревянной птицы собрались ее конструкторы и строители, немало набралось «сочувсп ующих». Волнения, споры... А тут еще конфуз случился.

— Подхожу к планеру, — рассказывает А. Пантюхин, — начинаю его, как полагается, внимательно осматривать. Поворачиваю ручку управления влево — что за оказия? Вместо левого поднимается правый элерон. Смотрю дальше. Детали подкосов соединены болтами. Но один из них почему-то забыли закрепить гайкой, да н поставили неправильно: пропустили не сверху вниз, как принято в авиационной технике, а наоборот — головкой вниз. Непорядок!

Смущенные строители тут же устранили дефекты: поменяли местами тросы управления, закрепили болт. Александр усаживается на место пилота, резиновый амортизатор подбрасывает планер, и он поднимается в воздух. Можно себе представить, что чувствовали молодь е конструкторы и строители, когда над их головами проплыла ими задуманная и собственноручно сделанная крылатая птица! И даже когда при посадке планер наскочил на мусорную кучу, повредив подкос, это уже не смущало Быстро на месте, исправили повреждение, и снова планер летит над рекой, а затем опускается в трехстах метрах от старта.

Испытания в общем прошли успешно. Вот тогда-то окрыленные творцы планера и решили превратить кружок в ОКБ.

НЕЛЬЗЯ КОНСТРУИРОВАТЬ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ЛЕТАТЬ

Такое неписаное правило установили для себя организаторы вновь созданного ОКБ. И не только установили, но и начали неуклонно осуществлять.

Летом того же 1956 года километрах в двадцати от Казани на выеоком берегу Волги по соседству со спортизным лагерем института энтузиасты ОКБ организовали свою планерную станцию. В их распоряжении, кроме описанного уже «КАИ 6», были еще два планера. Местный аэроклуб равнодушно отнесся к инициативе студентов, отказался выделить инструктора. Но нашлись свои — общественники. Они сами занимались в аэроклубе и учили товарищей.

Один за другим молодые конструкторы поднимались в воздух. А так как летного мастерства у новичков явно не хватало, то на первых порах доставалось... планерам. Не говоря уже о мелких поломках,'за лето'только «КАИ-6» 4 раза разбивали и 4 раза восстанавливали. Ремонтировали сами.

ОКБ на своей станции подготовило уже тридцать планеристов по программе первоначального обучения. Здесь твердо убеждены: конструктор должен уметь летать.

На наш взгляд, студенты правильно ставят вопрос перед ЦК ДОСААФа: чтобь сделать планерный спорт более массовым, надо снизить медицинские нормы для начинающих планеристов. Они летают недалеко, поднимаются в воздух с помощью амортизатора и мотолебедки. А медицинские требования им предъявляют такие же, как и планеристам высшей ступени, чьи планеры запускают автолебедками или самолетами.

СЕМЬЯ «КАИв РАЗРАСТАЕТСЯ

Успех «КАИ-6» дохновил молодых конструкторов на новые дерзания. В ОКБ начали разрабатывать сразу несколько конструкций планеров, появился эскизный проект легкого спортивного самолета. Но большая внеочередная работа временно отодвинула в сторону эти проекты: летом 1956 года один из заводов заключил с институтом договор на проектирование цельнометаллического спортивного планера. Дирекция поручила эту работу студенческому ОКБ.

Весь коллектив бюро переключили на решение увлекательной и почетной, но трудной задачи: ведь таких уч бных планеров еще нигде не строили. За два с-половиною меся-