Техника - молодёжи 1959-09, страница 20

Техника - молодёжи 1959-09, страница 20

Мне не совсем ясно, как »то могут применяться подшипники из резины. Ведь подшипники всегда работают со смазкой, а резина разрушается от масла и бензина.

В. Зеленое, г. Уфа

ы совершенно правы в том отношении, что резина не терпит соприкосновения с минеральными маслами и нефтью. Они растворяют оезину, размягчают ее, вызывают набухание, делают вв липкой. Но разве всегда необходима такая смазка? Опоры валов гребных винтов и гидротурбин постоянно находятся в воде. Но вода очень быстро вымывает масляную смазку, обрекая подшипники на быстрый износ. Поэтому судостроители одни из первых начали эксперименты по замене металла в подшипниках другими материалами, в частности деревом. Однако древесина, идущая на изготовление подшипников — бакаут и древесно-слоистые пластики, — оказалась весьма чувствительна к действию встречающихся в воде песчинок и других абразивных веществ. Она быстро изнашивалась. Резина же не боится истирающего действия твердых частичек. Когда песчинки попадают между телом твердого металлического вала и резиной подшипника, то вал вдавливает их в эластичный материал подшипника, а затем катит в направлении своего вращения до ближайшей смазочной канавки. Здесь упругие силы резины выдавливают их, и они вымываются водой. Благодаря тому, что вал не тащит твердые частицы за собой, а перекатывает их, его поверхность не царапается и почти не изнашивается, а постепенно полируется.

А как выдерживает резина, применяемая в качестве опоры для валов современных мощных машин, их высокие скорости и нагрузки? Установлено, что резина отличается высокой износоустойчивостью и вполне удовлетворительно работает в направляющих подшипниках. Она не только не уступает по срокам службы металлу, но и превосходит его в этом отношении в несколько раз. Резиновые подшипники. на водяной смазке имеют такой же коэффициент трения, как и хорошо обработанные металлические на масляной смазке. Интересно и то, что при повышении удельной нагрузки на подшипник коэффициент трения резины уменьшается, тогда как в металлических подшипниках он повышается. Увеличение скорости вращения также ведет к снижению коэффициента трения резины. Другие положительные качества резиновых подшипников: бесшумность работы, поглощение вибрации и малая чувствительность к неточностям установки и ударам.

Есть такое понятие — земная кора. А что »то такое и есть ли она под морями и океанами!

Л. Дубинин, г. Кишинев

Ш

^шшЛ Б емная кора — это внешняя оболочка Земли. Толщина ее на всем земном шаре далеко не одинакова и колеблется в пределах 15—70 км. Сверху земная кора

ограничена воздухом — атмосферой или водой — гидросферой, а снизу — мощным каменным основанием. Состоит она из двух основных слоев: гранитного и базальтового.

Исследование состава земли на различных глубинах ведется при помощи анализа тех проб, которые берутся из скважин. Известно, что наибольшая глубина бурения скважин, которую удалось достичь, немногим превышает 8 км. Как же могли узнать, что слой, составляющий земную кору, уходит значительно дальше, если добраться до глубины 15 км (не говоря уже о 70) никому никогда не удавалось?

Производить изучение внутреннего строения и состава Земли можно, не прибегая к взятию проб. Например, при помощи исследования звуковых волн, создаваемых ударами. Землетрясения и искусственные взрывы вызывают распространение волн в земной коре. Различают волны продольные и поперечные. Так вот, при замере оказалось, что скорость их где-то в глубине резко изменяется. Если в верхнем слое земли продольные волны распространяются со скоростью 6,3 км/сек, то, доходя до определенной глубины, делают скачок, ускоряясь до 7,8 мм/сек. Скорость поперечных волн на этой же глубине возрастает с 3,7 км/сек до 4,3 км/сек. Следовательно, здесь имеется какая-то граница двух разных по плотности, а моэцет быть и по составу, слоев.

Такими сейсмическими исследованиями и была установлена толщина слоя земной коры. В основном на материках она составляет 25—40 км, в некоторых горных районах увеличивается до 60—70 км. Под океанами же, как правило, мощность земной коры не превышает 12—20 км, зключая и толщину слоя воды. Но различие не только в размерах. Оно л а резком уменьшении толщины и даже в полном отсутствии в океанической коре гранитного слоя.

Вообще же сведения о структуре дна океанов весьма ограничены. Сейчас они пополняются в связч с огромным фронтом работ, проводимых по программе Международного геофизического года. По характеру рельефа дно океанов подразделяется на собственно океаническое дно, относительно ровное, занимающее большую часть территории океанов, расположенную примерно на глубине 4 000 м; глубоководные впадины и подводные залы и плато, возвышающиеся над основной площадью океанического

дна, — Средне-Атлантический вал, хребат острова Пасхи и другие.

Наиболее вероятным следует считать, что типичное дно океана не было настоящей континентальной платформой. По-видимому, оно является особой частью земной коры, имеющей свою специфическую структуру, со- -став, прошлый и будущий пути развития.

Почему под водой человек плохо видит! Ведь вода прозрачна, и когда мы рассматриваем предметы, находящиеся в воде, извне — они нам не кажутся неясными. Но стоит опуститься под воду, и видимость сразу резко ухудшается.

К. В о р о ш и н, г. Таганрог

ш

аш глаз состоит из преломляющих поверхностей — рогозицы и хрусталика, а также стекловидного тела. Взятые вместе, они являются оптической системой. Лучи света, проходя через эту систему, преломляются так, что на сетчатой оболочке глаза получается изображение внешних предметов. Если бы коэффициент преломления глаза был таким же, как и у воздуха, то лучи света проходили бы через него параллельными лучами, не собирались з фокусе и не отражались на сетчатке глаза.

Показатель же преломления воды примерно равен показателю преломления всей нашей глазной системы, за исключением хрусталика, который на 0,1 больше, чем у воды. Поэтому код лучей в глазу человека, находящегося под водой, отклоняется от нормального, лучи не сосредоточиваются в фокусе хрусталика, а отодвигаются за сетчатую оболочку глаза. Следовательно, изображение на сетчатке вырисовывается смутно, расплывчато.

Когда мы рассматриваем предметы, находящиеся в «оде через стекло (например, через стекло водолазного скафандра или через иллюминатор подводной лодки), то глаз наш отделен от воды слоем воздуха, и это существенно меняет картину хода лучей. Выходя из воды и пройдя стекло, лучи света попадают сначала в воздух и лишь затем проникают в глаз. Падая из воды на плоско-параллельное стекло, они не меняют своего направления, но при переходе из зоздуха в глаза преломляются, и аппарат глаза действует нормально.

У рыб хрусталик благодаря его шарообразной форме дает большее преломление лучей, поэтому они хорошо видят предметы, несмотря на то, что они находятся в сильно преломляющей среде.

Рис. В. КАЩЕНКО

— ВЫРУЧАЙ!

И ВЫРУЧИЛ1

16