Техника - молодёжи 1960-06, страница 28| КОЛЬНИКИ и студенты, ученые и рабочие, актеры, музыканты, писатели — люди асех возрастов и профессий увлечены кинолюбительством, втмм в высшей степени интересным занятием. Быстро растет число самодеятельных киностудий и одиночек-кинолюбителей. В своих фильмах они рассказывают о нашей действительности. Прекрасно используется аппарат кинолюбителя в туристских походах. Интересны работы киностудий вузов и научно-исследовательски! институтов. Большой интерес представлвет, например, фильм ленинградского иииолюбителв Шустере о художнике Г. Верей-сном. Интересны фильмы профессора Фрумиииа, доктора Весильчеиио о сложнейших операцивх, зоотехника Гомельского, подметившего удивительные черты поведеиив насекомых. Примечательны фильмы альпинистов Аиуфрииоеа, Скоробогатова, Распопова, фильмы муэыиаитов, артистов и писателей, снятые во время зарубежных поездок. Появ-лвютсв интересные игровые фильмы, хотя их еще и очень мело. К сожалению, кинолюбители иередио снимают информационно-обзорные картины, добросовестно колируя далеко ие лучшие образцы профессиональной хрониии. В таиих картинах формально «увековечено» все что положено: и цехи ив заводе, и лаборатории в вузе, и лекции, и производственные достижения, и художественная самодеятельность. Получаются фильмы-конспекты, записные ииижии, статичная фотография жизни, в ие творческое ее отображение. Неиоторые кинолюбители считают, что достаточно взять в руки киноаппарат, пустить моторчик — и фильм готов. А на пленке получается одиообраэиав муть, ничего ие говорящие общие планы домов и цехов, далекие фигуры людей. Ив такие фильмы ие стоит попусту тратить время: общественное значение их ничтожно. Для любого дела нужна подготовка, иииосамодеятельио-сти тоже надо учиться. Для иестовщего иииолюбителв этот подготовительно-учебный этап представлвет огромный интерес. Если иииолюбитель полагает, что кино — вто просто ожив-швв фотография, он серьезно ошибаетсв. Задача фотографа — выбрать единственно выразительное мгновение, найти динамику в неподвижном изображении и с одной точии, в одном кадре зафиисировать событие. Задача кинематографиста — зафиксировать движение, даже в неподвижном найти предлог к движению. Кинематография — искусство подробностей. В человеке все надо точно увидеть и врио показать: и руки в работе, и ноги в ходьбе, и тело в прыжке, и глаза в раздумье. Кинолюбителю на первых порах следует уметь находить и снимать характерные подробности. Кто этого ие понимает или вглвдыевться в подробности ие любит, тому трудно достигнуть значительных результатов в своей творческой работе. Учитесь техииие сьемии и умению поиазывать окружающую действительность в диивмиие кинематографических кадров. Цель работы иииолюбителв — широкий показ нашей советской жизни. А путь к втому — упражиенив и упражнения! Г. РОШАЛЬ, кинорежиссер, народный артист РСФСР, председатель Оргкомитета Московского обществе кинолюбителей КИНОЛЮБИТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ Кинокамеры и кинопроекторы очень дорогие. Торгующим организациям и заводам надо подумать об их удешевлении. Тогда вща больше молодежи будет заниматься кинолюбительством. А. СМИРНОВ, инженер Предлагаю объявить конкурс на лучшую кассету для кинонамары «Киев-16С-2». А на страницах журнала публиковать описания самодельного оборудования для иинол юбите льсних студий. Многих, например, интересует, как самому сделать простой и удобный резан для разрезания пленки, проявочные Овчин и т. п. И. КЕСЛЕР, врач НИНОЛЮБИТЕЛИ СПОРЯТ На какой пленке снимать иииолюби-тельские фильмы? По атому вопросу возник большой спор. У нас, по существу, нет хорошей любительской камеры для 16-миллиметро-вой пленки. И этим вопросом никто не занимается. Я считаю, что удобнее всего снимать фильмы на 16-миллиметровой пленке. М. ПРЕСНЯКОВ, кинооператор Камеры для плеиии 1у8 ми выпусиать ие следует, таиую пленку негде проявлять. А пленку 2у8 мм можно проявлять на пленочных фабриках. И обойдется это в два раза дешевле. Если делать узиопленочиые камеры, то надо рассчитывать их ив ширину пленки 9,5 мм. В этом случае получаются увеличенные кадры. В. ПОСОШКОВ, инженер Камера для 16-миллиметроаой плании нужна. Но упор надо сделать на пленку 2у8 мм, нак наиболее экономичную. Можно выпускать и другие камеры. Пусть их будет больше и чтобы стоили они дешевле. У молодежи большая охота создавать фильмы. Надо помочь вй осуществить свою мечту. С. ЕРШОВ, литератор Любительской иииостудии необходимы бачки для проявления пленки, небольшие прессы для ее склеивания, специальный илей. Но этого нет в магазинах. Нас это беспокоит, тан как из-за таких «мелочей» тормозится развитие кинолюбительства. М. МИХАИЛОВ, ученый УЧЕНЫЕ С КИНОКАМЕРОЙ Многие ученые во время экспедиций и путешествий сами снимают фильмы. Большой научный интерес представляют кинофильмы доктора геолого-мине ралогических наук, профессора В. Н. Павлинов а. Например, его фильм, в котором показана работа геологораэведыватель-ной партии, можно использовать в качестве наглядного учебного пособия в высшей шноле. По материалам любительских подводных киносъемок кандидата фиэиио-мате-матичесиих наук С. П. Капицы, члена-иорреспоидента Академии наук СССР A. В. Мигдала, О. С. Северцевой и B. А. Суетина создан цветной научно-популярный фильм «Над нами Япоисиое мора». Он демонстрируется на энраиах страны. Кандидат биологических наук Ю. М. Залессиий при помощи скоростной киносъемки обнаружил ранее неизвестные подробности полета насекомых. Таким же способом мне удалось показать преимущества сиоростиой пахоты плугом с винтовой рабочей поверхностью системы аиадемииа ВАСХНИЛа В. А. Желиговсного. Была произведена сиоростная нииосъемка пахоты, а затем фильм демонстрировали при нормальной скорости — 16 кадров в сенуиду, что дало возможность наблюдать на энрвне весь процесс пахоты в замедленном темпе. Обычный плуг при работе ив повышенной снорости распыливает почву, а винтовой плуг аииуратио переворачивает пласт, осуществляя лишь необходимое дробление его. Трудно переоценить значение люби-тельсиого кино как метода научного исследования. Н. ПРЕОБРАЖЕНСКИИ, кандидат фиэико-математичесиих наук, председатель кииосенции Дома ученых Академии наук СССР 24 |