Техника - молодёжи 1960-06, страница 26

Техника - молодёжи 1960-06, страница 26

туман заглушает аса звуки? Поэтому наибольшая, то есть критическая, скорость движения жидкости в самом узком сачании сопла установится очень небольшой, а скорость истечения пароводяной смеси эа пределами узкой части сопла окажется уже сверхзвуковой. Сопло Лаваля как раз и предназначено для разгона расширяющейся среды до сверхзвуковых скоростей. Образующийся из воды пар, расширяясь в сторону открытого конца сопла, будет разгоняться сам и разгонять еще не успевшую испариться воду. Причем по мере понижения давления из пароводяной смеси будут образовываться все большие и большие объемы пара. ^

Процесс будет продолжаться до исчерпания запаса тепла, накопленного в воде и расходуемого на испарение, то есть переходящего в скрытую теплоту парообразования. Получающийся пар с большим содержанием в нем воды называется влажным.

И вот мощная струя влажного пара, вытекающая из сопла, размещенного на кормовом срезе нашего каплевидного корпуса, со скоростью в несколько сот метров а секунду, и создаст нам реактивную тягу, обеспечивающую скорость движения корабля в 200 км/час.

Конечно, в предлагаемой схеме движителя много «подводных камней». Но ведь мы с самого начала уговорились заглянуть «эа видимый горизонт».

На некоторые из вопросов можно попытаться дать ответ сейчас, на другие ответа еще нет.

При нагреве морской воды на стенках трубок теплообменника могут выпадать соли, и тогда теплопередача ухудшится. Но известно, что уже сейчас с накипью борются применением ультразвука. Можно бороться с солевыделением, применяя небольшие химические добавки к морской воде. Для работы водяного насоса, перекачки теплоносителя из реактора в теплообменник, управления крыльями, питания кухонь, освещения и т. д. нужна электроэнергия. Поэтому на корабле должна быть электростанция с силовой установкой, состоящей из парогенераторов и турбины, работающих за счет тепла того же атомного реактора.

Кроме того, для маневрирования в порту во время швартовки, для обслуживания главной силовой установки при запуске ее и для освещения и вентиляции корабля на стоянке, когда атомный реактор не работает, необходима вспомогательная силовая установка, например из нескольких дизель-моторов типа «М-50» мощностью по 500 л. с.# которые обеспечат все нужды корабля на стоянке и при маневрировании в порту.

Поскольку два верхних этажа отведены прогулочной палубе, кинозалу, ресторанам, а также читальному залу, комнатам игр, детской комнате, музыкальному салону и спортивному залу, спальные каюты будут размещены в трех нижних этажах, куда можно будет спускаться и по лестницам и лифтами. Во всех каютах будет обеспечено кондиционирование воздуха и регулируемый по яркости свет.

Переборки между каютами иэ пенопласта или многосотовых панелей обеспечат полную звукоизоляцию и, следовательно, спокойный сон пассажиров.

Выбор материала для корпуса корабля не так прост, как кажется. К материалу для корабля будущего мы вправе предъявить требования легкости, высокой прочности и полного отсутствия ржавления в морской воде.

Таким материалом, например, является титан, точнее титановые сплавы. Иэ титанового сплава с удельным весом 4,5 и прочностью, как у самых высококачественных легированных сталей, мы и выполним цельносварной корпус нашего корабля в нижней его части. Он не потребует окраски, совершенно не будет ржаветь в морской воде. Пока еще есть трудности с его сваркой, но они уже преодолеваются.

Верхнюю, надводную, часть можно выполнить иэ стеклотекстолите, то есть пластика, который по структуре похож на железобетон. Тончайшие и чрезвычайно прочные стеклянные нити играют в нем роль арматуры, а искусственные смолы — роль бетона. Прочность стеклотекстолите составляет примерно 75% от прочности дюраля, а по весу он вдвое легче.

Из пенопласта, покрытого стеклотекстолитовыми панелями, на поверхность которых может быть нанесен рисунок любого цвета, будут выполнены и все внутренние переборки, стены, мебель и т. д. Применение пеноплестов в качестве конструкционного материала сделает корабль непотопляемым.

Остекление корабля будет произведено прозрачными пластмассами типа плексиглеса, но только с твердым, не царапающимся поверхностным слоем.

Но прозрачные пластмассовые панели не будут вставляться в рамы, как это делается сейчас. Они просто будут вварены а пластмассовые же стены. Плексиглес и сейчас неплохо сваривается, а к тому времени процесс сварки пластмасс разных сортов будет хорошо освоен. Вваренное остекление создаст монолитную конструкцию всего корпуса с минимальным количеством ослаблений от вырезов, то есть обеспечит особую его прочность и недежность.

Особенно важен вопрос о выборе материала для подводных крыльев и их стоек, которые должны иметь и всегда сохранять блестящую, полированную поверхность и быть прочными при малой толщине. По-видимому, крылья будут изготовлены тоже из титанового сплава, если к тому времени не будет создано какого-либо нового сверхпрочного и не корродирующего материала. Ведь плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха, и поэтому подъемная сила крыльев, идущих в воде на той же скорости, в 800 раз выше, чем в воздухе. При весе корабля е 3 тыс. т, на скорости 200 км/час общая площадь крыльев, на которых он будет скользить, составит всего около 250 м2.

Последний вопрос, который затрагивает всех, * это не будут ли пассажиры корабля подвергаться ередному облучению? Нет, конечно, нет1 Атомный реактор и все трубопроводы и оборудование первичного контура, содержащие сильно радиоактивные вещества, изолированы от всех остальных помещений судна и надежно окружены соответствующей биологической защитой.

Остается решить: насколько реальна постройка такого самого быстроходного в мире корабля? Для этого нужно, конечно, провести большие экспериментальные работы и решить ряд проблем.

С целью отработки ходовой части, управляемости и мореходности, видимо, придется построить две-три самоходные модели-прототипе: одну, например, в масштабе 1 :5, весом в 24 т, со скоростью около 100 км/час, с авиационным турбореективным двигателем.

Пожалуй, такой корабль мог бы выйти на испытания в недалеком будущем. 1

впрочем, жиэнь всегда опережает наши предположения.

КНИГА О ТАЙНАХ КОСМОСА

Ч еловек быстро привыкает даже к самым невероятным вещам, к событиям, которые совсем недавно казались труднопостижимыми.

Три с половиной года отделяют нас от 4 октября 1957 года, дня, возвестившего начало космической эры. А сейчас слово «спутник» в его новом смыс

22

ле прочно вошло в жизнь, перестало быть необычным. Все внают, что искусственные спутники Земли внесли неоценимый вклад в науку о космосе, что их радиоголос, преодолевший большие расстояния, помог j. ^скрыть вековые тайны н разгадать загадки, над которыми билось не одно поколение ученых.

«Знакомство с космосом — вот цель, которую ставили перед собой авторы книги «Лаборатории в космосе» 1 Г. Жданов и И. Тиндо. Читатели узнают, что многие явления, происходящие в космическом пространстве, оказывают влияние на практическую деятельность человека — вызывают изменение погоды на Земле, влияют на состояние дальней ра-

1 Г. Жданов, И. Тиндо, Лаборатории в космосе. Изд-во «Молодая гвардия». 1959. 192 стр.

дносвяэи, вызывают неожиданные сюрпризы магнитной стрелки компаса.

Интересно и доходчиво рассказывается о тайне рождения и странствиях космических лучей, о магнитном поле Земли, о «темных пятнах» энергетики верхних слоев атмосферы, о работе природных атомных реакторов — звезд и Солнца. Чтобы легче было разобраться в трудных вопросах, приведены схемы, чертежи, рисунки.

Правда, не всегда авторам удается рассказать о сложном просто и понятно. Иногда встречаются и тяжело написанные места, например об интенсивности космических лучей. Но в общем следует сказать, что «Лаборатории в космосе» — книга полезная и нужная. В ней можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся изучения космоса.

Н. ЗАХАРЧЕНКО

я я -^ ТмФ

iupe

икг

'и жучрн

алое

£=l