Техника - молодёжи 1961-06, страница 15

Техника - молодёжи 1961-06, страница 15

ЗТОТ ДЕНЬ в редакции был необычным. Москва встречала посланцев многомиллионной армии молодых строителей, которые собирались на Всесоюзное совещание в Кремле. Пока заботливые распорядители расквартировывали шумную гвардию по столичным гостиницам, несколько человек — простых скромных ребят — монтажников, бетонщиков, экскаваторщиков, бригадиров комплексных бригад, инженеров зашли в гости в редакцию журнала. И будто разом ворвались в тихие комнаты и ветры казахских степей, и холод тундры, и сырые туманы Полесья. Завязался увлекательный разговор о том, как молодежь первой приходит в необжитые места, возводит новые города, сооружает мощные предприятия, осушает болота и прокладывает стальные магистрали через тайгу и горы.

I

ТАМ, ГДЕ ШУМИТ ТАИГА

—Кажется, еще недавно, — рассказывает начальник комсомольского штаба строительства железной дороги Абакан — Тайшет Михаил Сивенко, — юноши и девушки, приехавшие в Сибирь, ставили первые палатки в предгорьях Восточных Саян. Они знали, что приступают к делу огромной государственной важности. Дорога Абакан — Тайшет разгрузит Транссибирскую магистраль: снимет с нее треть грузового потока, сократит путь из Сибири в Среднюю Азию и свяжет Южный Кузбасс с Восточной Сибирью.

Глухо было тогда в Минусинском сосновом бору, в Курганской степи, в Артемовской тайге.

А теперь... Совсем привычными стали гигантские мосты, повисшие над Енисеем, Леной, новые поселки по обе стороны полотна. Никого не удивляют и свистки локомотивов на всем пути от Абакана до Курагина.

Из рассказа Михаила Снвенко мы узнаем, с какими трудностями сталкиваются строители. Проливные дожди, жара летом, страшные морозы зимой — вот условия, в которых приходится работать молодежи. И это словно бы нипочем! Все новые объекты вступают в строй.

Однажды был получен приказ министра: чтобы ускорить строительство на тяжелом участке дороги — Крольском перевале, — надо в короткий срок, до нового года, расчистить площадку для начала работ по пробивке тоннеля. Выполнять задание поручили комсомольско-молодежной бригаде Василия Мокосова. До Крольского перевала было 50 км. Ребята прорубали дорогу в тайге, лопатами расчищали глубокий снег, чтобы санно-тракторному поезду с инструментами и снаряжением можно было продвигаться вперед. Но вот перевал достигнут. Трактористы стали валить деревья, освобождать место для взрывников и проходчиков. И в канун нового, 1961 года все подготовительные работы были закончзны.

Молодежь не только мужественно преодолевает трудности, но и проявляет массу изобретательности.

Комсомольцы поселка Copra, расположенного между реками Абакан и Енисей, создали механизированный цех железобетонных изделий. Они видели, что на здешних стремительных реках с течением до 3 м/сек весной значительный вред опорам больших мостов может причинить ледоход. Находчивые строители предложили изготовлять защитные блоки-оболочки из высокопрочного бетона, уплотненного на внбростолах, и одевать ими опоры. Такие «рубашки» надежно предохраняли устои от истирания льдинами и позволили при возведении опор обойтись без опалубки. Это дало значительную экономию.

Не меньшую выгоду принесло применение на экскаваторах-драглайнах ковшей с полукруглой режущей кромкой вместо прямой. Производительность машин резко возросла, особенно на твердых грунтах.

Много времени у строителей уходило на сушку помещений после отделочных работ. Несколько дней топили печи, прежде чем сдать здание в эксплуатацию. Тогда член комсомольского штаба Владимир Кривочуп-рин сконструировал несложный калорифер, напоминающий паяльную лампу, которым стены и потолки высушивались очень быстро.

МЫ — МОЛОДЫЕ СТРОИТЕЛИ НАШ ВНЛАД В МИРНОЕ СО

В РЕДАНЦИЮ ПРИШЛИ ГОСТИ:

ГВАРДЕЙЦЫ-

И это не единственная находка молодого рационализатора. Вместе с другими комсомольцами он помог использовать в производстве отходы расположенной неподалеку Артемовской ГРЭС — изготовленные из них шлакоблоки успешно позволили заменить кирпичную кладку. Стоимость одноэтажного здания у монтажников поезда Л&241 теперь составляет около 4 тыс. новых рублей вместо 7 тыс.

Заботливый, хозяйский глаз оказался у комсомольца Юрия Ильичева.

^ — Зачем тратить дефицитный привозной тес на временные сооружения? — говорил он. — Посмотрите, сколько подходящего кругляка вокруг! Те же «доски» растут под боком.

27 тыс. новых рублей сэкономили за год на одном только участке Курагино — Кошурниково благодаря Ильичеву и построили 63 различных сооружения — малых мостов и крупных труб в насыпях.

— И таких у нас сотни, — говорит М. Сивенко. — Мы делаем, все, чтобы мощный поток грузов устремился по магистрали уже в 1963 году.

ПЕРВЫЕ ШАХТЕРЫ БЕЛОРУССИИ

— Хоть у нас и не Сибирь, а трудностей не меньше, — замечает Вилен Жадан, секретарь комитета комсомола строительства Солегорскою калийного комбината.

— Это верно, — добавляет его товарищ молодой инженер Евгений Жевжик, — с болотами справиться было не легко.

И ребята вспоминают 10 августа 1958 года. В этот день в полесскую глушь близ деревни Чижевики пришли 27 юношей и девушек — посланцев комсомола — и заложили памятный камень.

Так среди лесов и болот было начато строительство мощного калийного комбината, который должен был давать ценные химические удобрения. А как нуждались в них суглинистые почвы Полесья! Существует даже легенда, что некогда злой волшебник решил скрыть от людей несметные богатства здешних мест, спрятал их глубоко под землей, покрыл непроходимыми лесами и болотами. Чтобы заколосились тучные нивы, зацвели буйные травы, надо добыть из недр эти сокровища. Глубочайший смысл заключала в себе легенда. Но мало кто •догадывался о ее настоящем значении. И вот...

Бадья, опускаясь, сама разгружает бункер.