Техника - молодёжи 1961-07, страница 24Рисунки и фото автора (по материалам конкурса) ник мысли, фантазии, творческой зрелости. Конкурс этот — борьба идей, соревнование в мастерстве. В зависимости от того, какую мысль хотели выразить авторы проекта, он получил ту или иную форму, решение, композицию. Те же, кто пошел от заранее придуманной, пусть очень красивой формы, пожалуй, сами себя обрекли на неудачу. Зависимость формы от содержания в этом конкурсе сказалась особенно ярко. Некоторые авторы в основу проекта положили принцип максимального сохранения природных условий и подчинили ему композицию выставки. Это благородная, гуманная мысль. В отрыве от природы архитектурный ансамбль теряет большую часть своей прелести. Площади и дороги, секторы и отдельные павильоны располагаются здесь вдоль залитых водой балок и оврагов, холмов и лесных опушек. Получается очень живописно, уютно и красиво, но идеи выставки оставались, пожалуй, нераскрытыми. Выставка, пр существу, превращается в ряд живописных хуторов. Создав водоемы, парки и подчинив им планировку выставки, авторы не смогли объединить всю экспозицию линиями монорельсовых или автомобильных дорог. Другие коллективы в основу проекта положили транспортную схему: например, эллипс или зигзаг монорельсовой „ПРОГРЕСС И МИР"- ДЕВИЗ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ 1967 ГОДА На рисунке в заголовке — главный павильон СССР из проекта Я. Белопольского, Н. Улласа, Е. Вулыха и других авторов. Павильон имеет форму гигантской чаши. Внутри на висящих площадках разместятся отраслевые павильоны. Справа — огромный шар — сферорама. подвесной дороги, или же лепестки колец канатных дорог, которые на чертеже создали красивую вязь линий. Но в натуре не получится такой же ясной композиции, как на чертеже. Дороги не объединят отдельные секторы выставки и не выразят идеи единства. В некоторых проектах в основу планировки положена схема движения планет или спутников. На орбитах или их пересечениях разместились планеты —• главные павильоны. На участках, ограниченных орбитами,—секторы выставки. Это также несколько формалистический прием, который в известной мере может выразить идеи прогресса, но не больше. Увлекателен проект, где главная идея состоит в создании на территории выставки карты мира с материками и океаном. На месте Америки — павильон США, рядом на острове — Куба, в далеком углу — Австралия. Но а центре — «океан», и авторы в затруднении: как объединить композицию, где расположить международные павильоны? Строить мост? Или, может быть, тогда лучше не создавать «океан»? Проект смотрится с интересом, как литературное произведение. Но единства всех стран в нем, пожалуй, нет. Есть и такой вариант, где за основу композиции взята также литературная идея: мосты миропонимания — путь к миру и прогрессу. Авторы этого проекта запрудили овраг и, создав большую водную поверхность, слева от нее расположили капиталистический сектор, справа — лагерь социализма. Через воду перекинули три моста — символ единения. Это предложение — тоже пример несколько формальной трактовки идеи единства. СИМВОЛ — ЖИЗНЬ Дерзание — это стержень конкурса. Запоминается проект, выполненный в Институте Генерального плана архитекторами В. Воскресенским, Г. Лебедевым, С. Мишариным и А. Самсоновым. Талантливые авторы павильон-дворец Советского Союза сделали композиционным центром всей выставки. Павильон задуман в виде кольца диаметром в тысячу метров, как бы парящего на наклонных бетонных опорах, которые соединены тремя ярусами — платформами и растянуты стальными струнами — вантами. На платформах расположены павильоны отдельных республик и отраслей народного хозяйства. Павильон-дворец — это капитальное сооружение. После окончания выставки он, по мысли авторов, останется для периодических экспозиций, а нетронутая природа внутри кольца с водоемами, перелесками и луговинами будет накрыта прозрачной крышей и станет громадным зимним садом, местом отдыха москвичей. Вокруг центрального кольца — павильона СССР расположены секторы социалистических республик и капиталистических государств, а также зоны отдыха, развлечений и спорта. При входе на выставку располагается «Площадь мира и прогресса», вокруг которой построены международные 21 Всемирная выставка 1967 года разместится на Юго-Западе нашей столицы, в одном из красивейших мест Большой Москвы. |