Техника - молодёжи 1961-08, страница 16

Техника - молодёжи 1961-08, страница 16

Квант можно представить себе в вида двух " очень равных моделей. Каждая' из них Правомерна и отражает по-своему существо явления. Бип-Бип принял Вол-' новую модель и ванта, а ЛюбоЭнайнин — корпус кулярну кз.

временем и законами сохранений импульса и энергии, на которой осно-. вывались представления классической физики. Поэтому устройство всякого прибора, определяющего положение первоначально заданной атомной частицы в каждый последующий момент времени, предполагает принципиально неопределимую Передачу импульса и энергии, которая Изменяет масштаб длины И времени этого Прибора, И наоборот, устройство для определения импульса и энергий — наиболее важных характеристик атомных систем — предполагает неопределенность пространственно-временных координат.

Неудивительно, что один и тот же прибор может давать различные Показания при исследовании атомных Процессов, для которых имеют, смысл Только статистические результаты. Поэтому данные, полученные с помощью различных приборов, могут отличаться и даже, казалось бы, противоречить друг ЙРУ«7*

Для того чтобы учитывать закономерности, которые -нельзя понять, исходя. из односторонней картины, и было предложено правило дополнительности. В самом деле, экспериментальные данные, выраженные В понятиях классической физики, Полностью исключают Информацию об атомных свойствах, которую можно сообщить обычным языком.

Последовательное приложение правила дополнительности к имеющимся опытным Данным требует применения квантовой механики, в которой " физические величины описаны символическими операторами. Они Входят В уравнения, учитывающйе кааитовость . действия -и неопределенность при Измерениях. В теории относительности принимается, что скорость света — это максимальная скорость передачи сигнала. Если принять квант действия1 за величину, которой нельзя дать «классического» определения, то квантовую механику можно рассматривать как разумное ' обобщение классической физйкй. Ценность квантовой механики в том, что она ,е помощью обычной лексики сформулировала статистические закономерности, которым подчиняются атомные процессы.

На разделение субъекте и объекта следует обратить особое внимание. Всякое однозначное, сообщение о состоя

нии и работе нашего сознания предполагает границумщжду предметом Нашего Изучения й субъектом, несколько вольно именуемым Нашим «я». Любая попытка точного описания духовной жизни требует при различных условиях неодинакового деления на субъект и объект.

Для того чтобы проиллюстрировать эту важную мысль, мне хочется процитировать датского поэта и философа П. Н. Мюллера. В романе «Приключения датского студеита» он описывает интересную беседу двух братьев, Один из Них Преуспевает в практических Делах. Другой склонен к отвлеченным философскйм мечтаниям, Это приносит ему одни неудобства. Когда же Преуспевающий брат предлагает Незадачливому философу практическое занятие, тот отказывается. «Мои бесконечные размышления не дают мне возможности чего-лйбо достичь. Больше того, я думаю о моих собственных мыслях, Возникших у меия в том или Ином случае, Я даже думаю о том, что я думаю о них, и разделяю себя на бесконечное число уменьшающихся «я», которые изучают друг друга. Я не зна^к, на каком из этих «я» остановиться' leak не действительном, и в тот момент, когда я останавливаюсь на одном, всегда находится «я», которое останавливается на нем же, Я расстраиваюсь и начинвю чувствовать головокружение, как будто смотрю в бездну, Пока все это ие кончается головной болью».

На это его брат отвечает! «Я не могу помочь тебе в выборе твоих «я». Это выходит за пределы, моей власти, и я должен Либо быть,'* либо стать таким же сумасшедшим, как ты, если Попробую втянуться в твои мечтания, Предпочитаю иметь дело с осязаемыми вещами й идти таким же путем, как все, поэтому мои «я» никогда не запутаются».

Трудно дать более точное описание проблемы, с которой , нам приходится иметь дело. К счастью, риск Попасть в такое положение очень Мал а обычной жизни, где мы приучены к тому, что Надо делать, и можем высказать то, что нам нужно и что мы Думаем.

В жизни разумных существ разделе-, ние иа субъект и объект сильно Затруднено Й требует Изучений огромного количества Данных, По отношению к дрессированным животным нас йите-

Прн исследовании таких чувствительных и вовдействиям объектов, как Нваиты, приходится постоянно учитывать искажающее вяйянне самого эксперименте. на явлание. Форму гйри можно установить оЩупывВНнам. Но как установить на ощупь форму шарика ив тончайшей пленни, которая продавливается под пальцами?

ресует Лишь их поведение, но мы должны помнить, что слово «разумность» неизбежно, когда это поведение слишком усложняется и в обычной лькейке получает название «осмысленного». Однако, очевидно, что все попытки найти единого наблюдателя противоречат объективному описанию, требующему четкого противопоставления субъекта и объекта.

Такой, взгляд хорошо объясняет восторг, который вызывают у нас великие произведения искусства. Действительно, имея дело не столько с разумом, Сколько с эмоциями, поээий, живопись и Музыка дают возможность как бы перекинуть мост между крайностями. И наоборот, уже Древнеиндийские мыслители понимали, как Трудно логически доказать это единство. В частности, они нашли явную несообразность, содержащуюся в требовании ответить На вопрос- о значений всего сущего; согласитесь, что любое применение слова «значение» предполагает, сравнение. А £ чем мы можем сравнить все существующее} Цель нашего доказательства показать, что весь человеческий опыт — иаука, философия, искусство — должны описываться средствами обычной лексики, Это исходная точка в нашем подходе к единству человеческого анания. Поскольку в разных странах имеется большая разница В культурном развитии, нам нужно искать черты, общие для всех цивилизаций. В частности, положение индивидуума в обществе порождает явления, часто находящиеся в противоречии.

Рассматривая старинную проблему об основе +ан Называемых этических понятий, Мы Прежде 'всего выясняем значение понятий «справедливости» и «снис-^ хождения», которые являются, по-види-MoMy, неизбежными для любого человеческого общества. Строгое применение принятых правил справедливости исключает снисхождение. Но, как показано в знаменитых греческих трагедиях, равным образом и снисхождение приводит к противоречию с принятым понятием справедливости. Здесь мы сталкиваемся с чем-то похожим на дополнительность. Это прекрасно сформулйровано в древнекитайской философии, утверждающей, что в великой драме жизни мы сами являемо* одновременно и актерами и зрителями.

Сравнивая различные Национальные культуры, мы обнаруживаем известные трудности В Передаче Достижений культуры одной нации в понятиях и традициях другой.

Однако история европейской культуры дает иам многочисленные примеры того, как контакты между нациями приводили к слиянию культур, имеющих ценные общие традиции. Улучшение культурного содружества в современном обществе требует не только информации, но и взаимных уступок. Однако наиболее серьезная проблема — достижение взаимопонимания между народами. Быстрый Прогресс Науни и техники в наши Д'Ни,- представляющий собой одновременно и благо и угрозу общей безопасности, поставил перед человечеством Новые проблемы. Всякое достижение в иауке и технике увеличивает ответственность, но в настоящий момент, когда судьбы всех йародов неразрывно связаны, сотрудничество и взаимопонимание необходимы более чём когда-либо в: истории человечества.

12