Техника - молодёжи 1961-12, страница 26

Техника - молодёжи 1961-12, страница 26

шхшш кибернетики сегодня

вам, голубчик, лекарство, которое должно регулировать вашу сердечную деятельность (или обмен веществ, или еще что там требуется)».

«Регулирование» — это широко и глубоко развитая теория. Теория машин? Нет, теория «систем вообще».

Учитывает ли медицинская наука эту теорию в ее полном объеме? Нам кажется, что на этот вопрос отрицательно ответят представители медицины.

Специалист же всякой другой области должен подумать: «А чем я помог?»

Инженеры-регулировщики, например, должны помочь врачам осознать организм как систему регулирования, передав им не только расчетные правила, но и свою специальную манеру мышления. Без физиков и химиков не обойтись, так как организм — это система физико-химическая (в ней протекают «периодические химические реакции»). Не обойтись и без математиков, особо изощренных в различных логических тонкостях. Итак, медики останутся медиками, но, верные традициям своей древней и беспрестанно обновляющейся науки, они усвоят идеи теории регулирования.

Будет ли это та же теория регулирования, которую сейчас изучают во втузах? Конечно, нет1 «Фабрика человеческого тела» — это не шахтный подъемник. Новая теория будет продуктом необычайного развития существующей. Медики будут учиться в медвузах, но эти вузы станут отличаться от существующих, как существующие отличаются от... Впрочем, об этом будут судить историки медицины.

И ам остается уточнить второе утверждение, приведенное у А. Н. Колмогорова.

Кто знает, что именно самое главное внутри того «черного ящика», ка

ким является наше тело? Некоторые считают, что самое главное — зто нервная регуляция. Отсюда интерес к импульсной сигнализации по нервам, к системам, формирующим эти импульсы, и т. д. Но не являются ли они системой аварийной регуляции, не снабжены ли объекты регулирования устройствами местного (нецентрализованного) регулирования непрерывного действия? Эти регуляторы должны поддерживать циклический процесс жизнедеятельности хорошо известными в технике способами. Без местной регуляции человек просто разлетелся бы от сотрясающих его нервных бурь. Хорошо, если бы эти гипотезы оправдались. Ведь непрерывные системы грубее, до них легче доберешься — это не то, что копаться в сложной путанице нейронов. Идея о большом значении непрерывных процессов заманчива, она вызывает оптимизм. Если это так, то, пожалуй, скоро можно ожидать медицинских чудес, сравнимых разве с успехами в ядерной физике или проникновением в космос.

Что же такое «теория непрерывных систем»?

Представим себе прос-

С ле в а направо: «черный ящик» — изучаемая система подвергается обследованию с помощью датчиков. Показания датчиков передаются на отклоняющие пластины осциллографа, электронный луч рисует на экране точку — фазу или ряд фазовых траекторий. Общие свойства «черного ящика» описываются «фи-йота сеткой» — изображением возможных фазовых процессов (в середине). Проекции вектора фазовой скорости являются исходными при составлении дифференциальных уравнений системы.

той случай, когда состояние наблюдаемого объекта характеризуется одновременными показаниями двух приборов. Эти приборы сообщают нам решительно все, что мы хотим знать о нем, а то, что можно зарегистрировать какими-нибудь другими приборами, для нас несущественно.

Примеры таких случаев встречаются в изобилии. Например, желая регулировать комнатный «микроклимат», мы пользуемся приборами, измеряющими температуру и влажность воздуха. Разумеется, атмосферное давление и химический состав воздуха (и мало ли еще что, например его радиоактивность) тоже могут меняться, но можно сконструировать регулятор, который следит только за температурой и влажностью, считая, что все остальное меняется несущественно.

Если с течением времени состояние меняется, можно описывать это изменение движением некоторого эритель-

ЧЕРИЫЙ ЩП

применение вычислительных машин имеет большое значение для развития кибернетики.

Поучителен пример с автоматизацией перевода с одного языка на другой. Когда переводит человек, он хорошо понимает текст и хорошо знает язык и оригинала и перевода. Вполне понятно, что переводческая машина не в состоянии понимать значение слов и грамматических категорий обрабатываемая текста. Машинный перевод является интересной кибернетической задачей, ибо он должен лредусматривать осуществление некой процедуры, равнозначной процессу «понимания».

Возможность перевода основана на том, что человеческие языки, различаясь структурой, грамматикой, лексикой (словарный состав языка), все же имеют единый логический строй, иными словами, везде подлежащее есть подлежащее, сказуемое всюду остается сказуемым, дополнение — дополнением и т. д. Чтобы машины могли переводить текст, его необходимо закодировать чисто формальными символами, формально указать операции над кодом, подлежащие выполнению.

Исследования последних лет были направлены на то, чтобы увеличить часть работы при переводе, выполняемой автоматически, и тем самым свести к минимуму неавтоматическую работу. Для этого нужно специально подготавливать текст, добиваясь несложности его грамматической формы и сравнительно небольшого запаса слов. (Запас составляют иэ слов общего назначения и из набора слов, относящихся к соответствующей области науки или техники.) Такой текст перед вводом в машину необходимо закодировать в цифровой форме.

Трудности стоят при разработке автоматического словаря переводческой машины как в части объема словаря, так и содержания: нужно ли помещать в словаре целые слова или их основы, что должно быть указано о суффиксах и префиксах и т. д.

Практическое значение машинный перевод будет иметь в первую очередь для обработки научных, технических, медицинских и других специализированных текстов, так как в текстах, относящихся к этим областям знания, используется сравнительно немногочисленный запас слов и употребляются несложные грамматические формы. С такими текстами можно и не проводить никакой специальной подготовки к переводу.

капливать и хранить информацию и выдавать различные справки. Материал п машину нужно помещать согласно классификациям, отработанным самым тщательным образом четко по различным областям знания. Наиболее трудными и важными будут ответы на вопросы —

23