Техника - молодёжи 1962-01, страница 29

Техника - молодёжи 1962-01, страница 29

прошиы киьернетики сегодня

ОБЛАДАТЬ ПСИХИКОЙ?

Рис. Б. БОССАРТА

Начало дискуссии см. в на* шем журнале № 10, 11, 12 за 1961 г.

вания останутся лишь физическими действиями.

Однако академик Колмогоров убежден, что можно создать автоматы, которые будут обладать свойствами неведомых нам высокоорганизованных живых существ, обитающих на других мирах и вовсе не похожих на нас. Это будто бы

Могут ли машины обладать эмоциями?!

облегчит !нем задачу разгадать психику этих небожителей, если • будущем благодаря космонавтика мы столкнемся с ними. Все это звучит крайне увлекательно, не правда ли?

Невыгодно выступать • роли холодного душа, особенно • молодежном журнале. Но если фантазия хороша, то беспочвенная фантастика к добру не ведет.

Прежде всего неверно, что кибернетические автоматы могут воспроизводить все свойства человека, всю его психику, могут стать неотличимыми от живых людей. Кибернетическим устройствам можно поручить только — а зто вовсе не мало! — операции любой строго ограниченной и формально описанной области мыслительной деятельности и воспроизведение условных рефлексов. Причем, как ужа сказано, зто вовсе не значит, будто они мыслят. Огромная (хотя и не бесконечная, в зтом я согласен с А. Н. Колмогоровым) область мозговых функций, ко

торую не удается формально описать, не может быть передана машинам.

Разумеется, эта область будет расширяться, но вопрос о том, как далеко она может быть расширена, представляет сложную, не решенную проблему в первую очередь для физиологии.

Затем, что следует понимать под «весьма высокоорганизованными и в то же время совершенно на нас не похожими живыми существами», о которых говорит А. Н. Колмогоров? Если они совершенно на нас не похожи, то потому, что их физико-химическая основа другая: например, не углеродная, а кремниевая, или же они не твердые тела, а, скажем, жидкости. Наконец, они, быть может, и вовсе не образованы из известных нам форм материи — частиц и полей, а из каких-то других, нам пока неизвестных. А если они при этом представляют некую аналогию живых существ, то обладают свойством саморегулирования материального обмена со средой, а если они «добавок высокоорганизованные, то и способностью преобразовывать эту среду, создавать свою искусственную среду, свою «технику», а на основе этого «трудового» процесса и доводить свое свойство отражения до весьма высокой ступени.

Но не ясно ли, что так же, как наивно воображать, будто у всех высокоорганизованных существ обязательно имеются, как и у нас, пара глаз и нос между ними (и эту скудоумную фантазию некоторых романистов Колмогоров справедливо высмеивает), столь же наивно и полагать, будто закономерности их функций управления и отражения настолько схожи с нашими, что мы сможем моделировать их кибернетическими автоматами.

Шутка сказать, установить, каков внутренний мир этих существ) Когда-то, кажется, Лаплас высказал мысль, что для общения с марсианами следовало бы в равнинах Сибири построить интенсивно светящуюся фигуру теоремы Пифагора — по ней бы они поняли, что не Земле обитают мыслящие существа. Но если предположить, что где-то в туманности Андромеды есть высокоорганизованные жидкостные обитатели жидкой среды, то у «их не может Быть ни геометрии, ни арифметики в нашем смысле, а следовательно, с помощью понятий этих наук нельзя установить с такими обитателями никакого общения.

Да вообще приписывать гипотетическим, совершенно не похожим на нас существам какое-то подобие нашей психики (мышление, эмоции, эстетические переживания) столь же мало обосновано, как если считать, что, притягиваясь, разноименные электрические заряды испытывают чувство любви, а одноименные, отталкиваясь, — чув

ство ненависти. Не именно к учению о всеобщей одушевленности материи, к отрицанию качественных скачков при перехода от неживой природы к живой, а далее к высокоорганизованной, способной мыслить, должен прийти А. Н. Колмогоров, если он доведет свои рассуждения до логического конца.

Ответ на вопрос «Возможно ли искусственное разумное существо?» А. Н. Колмогоров ставит в зависимость от создания точных определений таких понятий, как мышление, эмоции, воля и т. п. Причем он считает, что эти определения не существуют, хотя — на уровне естественнонаучной строгости — они могут быть созданы. Думается, что А. Н. Колмогоров несправедливо упрекает физиологию, психологию и философию, которые эти определения давно дали. Разве не

И* только аналитический ум ученого, но и тонко* чутье поэта способно вскрыть ту или иную сторону проблемы. И подчас поэт образно может сказать не меньше математика, проникающего в суть яалэний с помощью формул и .уравнений.

«У

Неуклюжие,

По-детски робки».

Вместо глаз — неона огоньки,

Появились на планете роботы.

Механические чудаки.

Всв они сложнее,

Всё подробнее,

Всё они роднее нашим дням.

Дали мы

Свой образ и подобие Этим механическим парням. И несут они всю жизнь. Как черти,

Рожки из антенн на голове. Не дано им только Страха смерти — Страха раствориться в синеве. И живут — Ни честные, Ни подлые, И живут,

Раз велано: «Живи!» Самого им главного

не отдали:

Радости,

страдания,

Любви.

И, любить навечно обязуясь, Он не припадет к земле сырой. Ом закроет грудью амбразуру — И никто не скажет, что герой, Он машина, Робот он — И только,

Ног не уколовший о жнивье. Даже не шепнет он: «Дай мне току!» — Образ и подобие мое.

В. КОСТРОВ, инженер

25