Техника - молодёжи 1962-01, страница 30

Техника - молодёжи 1962-01, страница 30

райнс увлекательно звучит предположение, что если создать разумные автоматы, то можно будет разгають психику >битателей других планет.

является таковым, например, определение мышлений KdK «опосродсг званного отвлеченного и обобщенного отражения объектисной действительности», как « пешего продукте мозга, высшего продукта материи»! Другое дело, что таки< определения г.кадемик Колмогоров может считать недостаточно точными или слишком узкими. Естественно, что с раз "тием науки должны развиваться и ее опр зделе-ния, но вопрос в том, на основании чего и в какую сторону. На основании ли ноьых, научно- установленных да-нных и в сторону более глубокого соответствия действительности или же, исходя из субъектигных меj ний и симпатий, в сторону фантастики.

Для того чтобы расширят! определение «мышления», рэвно как и «ощущз-ния», «воли», на всю Материю, нет никаких опытных оснований. Нет никаких научных дорс до. для того, чтобы пз-р .сматривать известные положения Ленина, что в «ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими фермами материи (органическая материл,' > и что «в фундамент» самого з«а-ния материи можно лиш- предполагать существог 1ние способности, сходной с ощущением».

.Академик Колмогоров трави/г но отмечает, что одна - из причин гстречаю-щвгося до сих пор отрица.. льного отношения к кибернетике чисто психологическая: кое-кто не желает мириться с тем, что автомат может годражить мыслительной деятельности, казавшейся привилет лен одного лишь лцаря природы». Но сам А. Н. Колмогоров Дает себя ) печь в противоположную крайность столь же психологи-че< кими мотивами, вызван! >1ми успэ хами кибернетики, в самом д >ле головокружительными. в этом отношении он не сумел избежать опасности, о которой неоднократно предупреждал основоположник кибернетики Винер (хотя и сам часто поддавался искушению): влияния идей так называемой «кибернетической философии», пытаю-щ< йся тредст.иить кибернетический мс год как единствчннчй и универсал ■-чмй.

Мне думается, что редакция журнала «Техника — молодежи» сделала полезное дело, открыв эту дискуссию. Ведь в споре рождается истина.

5

Я сосредоточил свое внимание на вопросе, названном в заголовке статьи, потому что его неправильное понимание приносит наибольший ущерб.

В наоолщее время вряд ли найдется чудэк, который объявил бы кибернетику «сплошной мистификацией». Но противники кибернетики существуют — они лише изменили свою тактику. На словах они расшаркиваются перед эе успехами, но предлагают ей 'ограничиться областью одних только .зртома-то"., поскольку кибернетика якобы неприменима к живым организмам и к оощественной жизни. Но этим ликвидируется кибернетика, ибо ее суть как раз и состоит в исследовании количественных закономерностей упровлени*., общих всем этим трем столь отличным качественно областям единой материальной действительности. Свое нежелание учиться, осогить новые методы, применять их в биологии, медицине, психологии или же заняться их продуманным философским обобщением они выдают за борьбу проти! механицизма. Поэтому вполне понятно, что всякие в самом деле механистические высказывания отдельных кибернетиков им только на руку.

Кибернетика, рмегте с атомной физикой и космонавтикой, принадлежит к самым прогрессивном областям современной науки. Но как раз потому, что она раскрывает нам непривычные для нас с язи — аналогии между управляющими функциями мьшчн, организмов и социальных систем, — она :е още сталкиьается с непоним жием и отрицательным отношением к себе иных консервативно мыслящих людей С другой стороны, некоторые из тех, кто проникся мыслью о ее исключительном значении, закрывают глаза на границы г сзможностей кибернетики. И те и другие действуют по инерции, по линии наименьшего сопротивления,

поддаются той «страшной силе привычки» нашего мышления, против которой неоднократно выступал В. И. Ленин.

Но как раз кибернетика и приз >ана для того, чтобы — в условиях коммунистического общества — наиболее эффективно помогать человеку пр?одо-леть эту инерцию мышления, борьба против которой требует больших, более упорных усилий, чем преодоление инерции материальных тел. Ведь у кибернетики не эдна, а три основные функции: освобождать человека от однообразных действий физического и умственного труда,- служить биологии и медицине; содейств-пать психологии и педагогике. Эти функции принесут новому, коммунистическому человеку счастливую и радостную жизнь.

Что же кесается третьей функции кибернетики, то уже сегодня разриба-тывается математическая теория способности к обучению, опирающаяся на некоторые предположения о динамике образования привычек. Хотя эта теория пока еще не анализирует процессы, происходящие в коре головного мозга при образовании привычек, а только описывает их результаты, она все же дает нам количественную картину того, как пои разных обстоятельствах привычка закрепляется или, наоборот, теряется. Так появляется возможность оценить, насколько сложны «механизмы», управляющие этими процессами. Перед -нами один из путей — сегодня мы стоим лишь в его начале, который приведет к превращению педагогики в точную науку.

Другой, и опять-таки кибернетический, путь, ведущей в том же направлении, даст человеку возможность овладеть гигантской, непостижимо возрастающей массой новых знаний. Кибернетические информационные

устройства, которые из миллионов разнородных информации смогут в течение нескольких секунд отобрать требуемую, существуют уже в наше время.

Третий путь, ведущий к улучшению процесса обучения, является, однако, сегодня лишь мечтой. Он будет осуществлен только тогда, когда удастся развить электроэнцефалографию так далеко (а как раз кибернетические устройства помогут достичь детального анализа процессов мозга), что в объединении с кибернетикой можно будет грямо вмешиваться в процессы, протекающие в мозгу при обучении. Покч что это лишь «музыка будущего», возможно, очень и очень далекого.

Но прежде всего кибернетику нужно всемерно ра кивать, широко внедрять ее, преодолевать пре.чрассудки, которые этому препятствуют. Только при этом условии кибернетические устройства помогут человеку поднять его логическую, методологическую культуру на новый, высший уровень, помогут ему замечать и правильно, без > оеуменьшений и без преувеличений, оценивать возникно! эние нового и гибель старого. Вот почему так важно, чтобы на пути развития кибернетики, на пути внедрения ее в нашем коммунистическом обществ и не возникали излишние препятствия. К ним принадлежат преувеличения, способные вызвать ньжелательную путаницу, особенно когда они высказываются, одним из величайших математиков нашего времени, каким является академик Андрей Николаевич Колмогоров.

26