Техника - молодёжи 1963-01, страница 11

Техника - молодёжи 1963-01, страница 11

изготовления деталей для промышленного строительства, а применение сборного железобетона сводилось к штучному его изготовлению. Специалисты института «Промстройпроект» доказали — этого можно избежать... И вот смотрите. Все здание собрано из элементов шести основных типоразмеров. Вот ферма из преднапряженного железобетона пролетом 24 м. Вот стена из керамзитобетонных панелей размером 1,8 X 6 м каждая... Теперь в цехе просторно — площадь между ближайшими колоннами не 60, а 300 кв. м. Уж здесь-то можно разместить любой станок, сложнейшее оборудование.

Но дело не только в свободной площади. Для работы цеха нужны электричество, пар, газ, вода, сжатый воздух... Вся эта сложная сеть энерго- и трубопроводов проходит обычно под полом и соединяется со станками снизу. Надо передвинуть оборудование — ломай пол, перетаскивай кабели, трубы, закладывай новый бетонный фундамент в другом месте.

На предприятии будущего оборудование не приковано к бетонному фундаменту «цепями» труб и проводов. Электричество и все, что требуется для работы, подводится не снизу, а сверху — кабелем, шлангом, которые можно отключить в одном месте и подсоединить в любом другом. И крепятся станки не анкерными болтами, а специальным клеем на сплошной для всего завода бетонной плите — фундаменте. По этой-то причине здесь и могут располагаться какие угодно машины, станки для разнообразных производств.

Итак, совмещенные предприятия решают две кардинальные проблемы: им не грозит преждевременное моральное старение, и они универсальны. Но только ли две?..

ПРОВЕРКА РУБЛЕМ

Что бы вы сказали, увидев, например, инструмент стоимостью в 10 руб., а футляр, в который он упакован, — 15 руб.? Нелепость! Но современное промышленное здание стоит в 1,5 раза дороже, чем все размещенное в нем оборудование. Более того, с течением времени автоматизация производства ведет к тому, что количество рабочих на единицу продукции сокращается. Однако параллельно существует обратная тенденция — год от года число работников, обслуживающих здание, увеличивается. Как же предприятие будущего устраняет подобную диспропорцию?

Прежде всего отказ от разнотипности промышленных зданий и переход на единые типовые проекты уже значительно сокращают расходы и открывают путь наиболее экономичному методу строительства — индустриальному. В результате применения унифицированных сборных железобетонных конструкций каркас здания монтируется не за 10 месяцев, как обычно, а всего за 4. Но особенно большую экономию приносит совмещение предприятий...

Ни одно промышленное предприятие не обходится без вспомогательных построек. Текстильная фабрика, например, размещается, как правило, в 6—7 зданиях. А выгодно ли это? Обратимся к аналогии. Что легче и дешевле построить: один 48-квартирный дом или 48 одноквартирных коттеджей? Разумеется, дом! Вот такую цель и поставили себе авторы проекта совмещенного предприятия — все должно быть в одном здании. А коль нет ни пристроек, ни дополнительных помещений, корпусов и т. д. — нет необходимости и в заборе. Теперь предприятию можно придать современный архитектурный облик и расположить в самом центре жилого района. Оно никому не будет мешать.

Пойдем дальше. Поскольку под одной крышей соседствуют два или несколько предприятий, то нет ли таких служб, которые нужны любому производству? И нельзя ли их объединить? Столовая может быть одна. Медпункт — тоже. Перечень нетрудно продолжить: АТС, котельня, пожарная сигнализация, средства связи, энергоснабжение, охрана, пункт водоснабжения и т. д. Авторы проекта подсчитали, что за счет блокировки помещений стоимость работ на строительной площадке снижается на 31%.

НЕ ПО ВЕЛЕНИЮ ПРИРОДЫ...

Казалось бы, ясно: чем больше окна, тем светлее в помещении. И на предприятиях старались делать окна как можно шире и выше. Но как ни велико окно, чем дальше от него в глубь цеха, тем темнее. Кроме того, тень. Если вы стоите лицом к окну, на вас падает тень от станка. Если окно за спиной, на рабочее место ложится ваша собственная тень, И еще помеха: погода. Солнечный день — в цехе светлее, пасмурный — темно. Зимой, когда стекло леденеет, и вовсе сумрачно. Приходится включать электрические лампы.

Но комбинированный свет дает низкую освещенность и неблагоприятно действует на наше зрение.

Предприятие будущего лишено этих недостатков. Люминесцентные лампы «дневного света» обеспечивают ровную (никакой тени!), постоянную в любом месте цеха и в любое время гсда освещенность в 600 люксов. (В операционной освещенность лишь 100 люксов.) Кроме того, у каждого рабочего места — свои лампы, тоже люминесцентные: нет разнородности в освещении и спектр, близкий к солнечному. Если же в этих цехах разместится другое производство, отличное по своим условиям от текстильного, и на первое место встанет не задача постоянного освещения, а, скажем, наличие окон, — переоборудование помещения не представляет трудности. Из стены вынимается одна или несколько панелей, и на их место вставляются окна.

А вентиляция? На сегодняшних предприятиях она, как и освещение, находится в известной зависимости от природы. Дует ветер с той стороны здания, где установлен вентилятор, в цехе воздух свежий. Дует с обратной стороны — обмен воздуха уже много хуже. И опять же время года: в жаркий летний день никакие вентиляторы не спасают от духоты. В то же время многие производства требуют постоянной температуры воздуха. Например, текстильное — 23э при влажности 65%. Если нарушены эти параметры, учащается обрыв нити, снижается производительность труда.

На предприятии будущего искусственный климат создают 6 кондиционеров мощностью по 200 000 куб. м/час. Эти машины отсасывают воздух из помещения, очищают его, увлажняют до нужной степени и, сохраняя постоянную температуру, возвращают обратно с добавлением 10°/» свежего воздуха... Если вы в своей квартире встанете у распахнутого Окна, то и в этом случае вы будете дышать воздухом, который обновляется в комнате лишь 10 раз в час. А кондиционеры обновляют воздух в цехе каждые 5 минут — 12 раз в час! При этом необычно и экономно решается система увлажнения воздуха. На территории парка, где стоит завод будущего, пробита скважина. Летом артезианская вода (температура у нее постоянная: 7—8 градусов) подается на кондиционеры, и сквозь нее продувается воздух Это одновременно обеспечивает необходимую температуру и влажность. Зимой холодную артезианскую воду заменяет теплая вода с ТЭЦ. Вся регулировка производится автоматически

Но, кроме вопросов освещенности и вентиляции, перед авторами проекта стояла и еще одна задача...

Когда мимо проходит трамвай, наши органы слуха испытывают нагрузку, равную 75 децибелам (дб). В ткацких цехах шум досткгает 120 дб. Как с ним бороться? Самое радикальное — бесшумные станки. Но их пока не существует... Специалисты «Промстройпроекта» разработали особую конструкцию потолка. Шум не отражается от него, а как бы втягивается в отверстия перфорированных алюминиевых листов толщиной всего 0,8 мм и попадает в звукопоглощающие маты. Каждый такой мат — это минеральноватная плита на крахмальной связке, обернутая в полиамидную пленку. Такие потолки позволили снизить шум до 90 дб

В конструкции предприятия, в планировке и оформлении нет ни одной случайной детали. Каждая — это решение какой-то злободневной проблемы... Почему, например, пластмассовые полы в приготовительном цехе зеленого цвета, а пол ткацкого цеха — мягкого красного? Ученые установили, что самым благоприятным цветом для зрения является бархатисто-зеленый. Ои успокаивающе действует на человека. А на фоне мягко-красного пола легче рассмотреть тонкую нить любого цвета. Движущиеся части станков должны обращать на себя внимание. Поэтому их сделали ярко-красными — этот цвет точно предупреждает об опасности.

А почему на крыше — озеро? Сразу оговоримся: «оэоро» мелкое — глубиной всего 2—3 см. Но глубже и не требуется. Оно предназначено не для купания. Летом оно оберегает здание от чрезмерного нагрева солнцем, отдавая заводу и всей прилегающей территории приятную прохладу. А зимой — утепляет, не пропуская холод внутрь. Кроме того, такая крыша не нуждается в ремонте — вода защищает ее от износа, от повреждения, а дегтевая мастика, которая покрывает дно «озера», при нагревании солнцем размягчается и сама залечивает малейшие трещины.

■..Вас, конечно, заинтересует, когда будет построено такое здание? Оно уже существует. И мы вели рассказ не из будущего, а из сегодняшнего дня, из Москвы, из Новых Черемушек, где в центре жилого массива среди молодого парка работает завод коммунистического завтра.

П. КОРОП

6

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Шум в машине децибел
  2. Передвижка зданий cnjbvjcnm

Близкие к этой страницы