Техника - молодёжи 1963-03, страница 18

Техника - молодёжи 1963-03, страница 18

конкурс

Профессор Зденек Коварж заканчивает скульптуру «Скорое ть» из металлизированного ламината — нового синтетического материала.

Представить себе диапазон деятельности школы поможет такой пример. Сейчас здесь заняты проектом Чехословацкого завода нефтеоборудования и одновременно конструируют рукоятки к ручным пилам для Инструментального завода в Гулине. Чуткие руки художников сочетают эстетические требования с технологическими, гигиеническими и даже психологическими.

Совершим небольшую экскурсию по Готвальдовской школе. С первых же шагов нас охватывает запах гипса, глины и краски, словно мы попали в скульптурную мастерскую. На полках разложены изделия самой странной формы. Среди них раковины, соединенные в странные композиции. Будущие художники-конструкторы внимательно изучают естественные формы предметов. Вообще человек может многому научиться у природы. Взять хотя бы тело самого человека. Природа, как совершенный скульптор, придала ему не только целесообразную, но и красивую форму. Напротив, машины и орудия, с которыми человек работает уже много веков, только целесообразны, но далеко не всегда мы можем сказать, что они красивы,

(Чехословакия)

Иржи ТАБОРСКИЙ, главный редактор журнала «Веда а техника младежи»

Рис. Ф. БОРИСОВА

В 1949 году один совершенно неизвестный преподаватель художественно-промышленной школы в Готвальдове написал для журнала «Твар» любопытную статью. Это была для своего времени поистине революционная статья. Профессор Зденек Коварж — так звали преподавателя — провозглашал в ней новое направление в развитии техники.

— Посещая заводы или цехи, можно только поразиться тому, с какими жалкими, неудобными и недостойными нашей эпохи инструментами нередко имеют дело рабочие, — писал Коварж. — Люди набивают себе мозоли только потому, что ручка лопаты не изменилась с тех пор, как ее выдумали. «Рабочему нечего стыдиться мозолей», — говорим мы. Ну, а если рабочий захочет играть на скрипке или писать картины? Ведь он не может этого сделать, даже обладая способностями, так как кисти рук у него потеряли гибкость.

Коварж опровергал утверждение своих коллег, сторонников «чистого искусства», будто вмешиваться в производство недостойно служителя искусства. «А может быть, многих из них просто отпугивают трудности? — спрашивал он. — Человек, решивший облегчать труд других людей, должен глубоко изучить машины и орудия».

Статья Коваржа появилась в печати 14 лет назад, когда в Чехословакии и во многих других странах народной демократии закладывались лишь основы социалистической экономики. Многие руководители промышленности, к которым он обращался за практической помощью, только отмахивались от него, говоря, что им некогда возиться с формой изделий, что есть задачи поважнее.

Статья обогнала свое время. Уже через несколько лет художественно-промышленная школа в Готвальдове и такой же кабинет в Праге, руководимый доктором Петром Тучны, завоевали право на существование. Сюда стали приезжать учиться конструкторы из многих стран.

Сейчас эстетические требования в чехословацкой промышленности уже сформулированы. При каждом предприятии работает художественный совет, рассматривающий изделия, прежде чем их запускают в серийное производство. Это один из результатов деятельности профессора Зденека Коваржа и его группы.

Самое же главное — создание изящных и удобных в работе инструментов и машин — остается еще «больным местом». Оно и понятно: производство нельзя изменить сразу; не хватает одаренных художников. Таких художников готовит именно школа в Готвальдове. В последние два года сотрудничать с ней вызвалось свыше 50 крупных заводов.

Густав Главка, ассистент профессора Коваржа, на занятиях в Г отвальдовской художественно-промышленной школе.

— Давно уже стало невозможным для одного человека сконструировать машину, которая была бы не только высокопроизводительной, но в то же время соответствовала бы эстетическим требованиям, — объясняет профессор Коварж. — Например, трудно требовать от радиоинженера, чтобы он сконструировал хороший приемник и одновременно решил форму футляра для него. В истории немало примеров, когда художники вмешивались в производство различных полезных вещей. Тем более они должны это делать сегодня. Но это не так просто. Прежде всего художник должен тщательно Изучить чертежи, тип машины, которую хочет преобразовать эстетически, изучить ее функции. В принципе каждая машина состоит из трех частей: механизма (в эту часть художник обычно вмешивается меньше), кожуха и опоры, или подставки. Хорошие результаты получатся только при тесном сотрудничестве инженера и художника.

У художника перед инженером то преимущество, что нередко он легче распознает неправильность в размерах и оформлении узлов машины, так как они сразу производят на него впечатление дисгармонии.

Однако решением общего вида проблема не исчерпывается. У машины, если она не автоматизирована полностью, обычно бывает ручное или ножное управление. Поэтому необходимо обеспечить безопасность труда,

14