Техника - молодёжи 1963-03, страница 19

Техника - молодёжи 1963-03, страница 19

Очень трудно создать для инструмента форму, если у него есть движущиеся части. Таковы ножницы, клещи и пр. Инструмент — это, в сущности, продолжение человеческой руки. Поэтому художник усовершенствует прежде всего ту часть, которая непосредственно связана с рукой.

— Когда-то я работал на Злинской обувной фабрике, у капиталиста Бати, — говорит Коварж. — Я ходил по цехам и видел, что при шитье верха ботинок пользуются обыкновенными ножницами. Пальцы рабочих были обвязаны тряпками, иначе они не выдержали бы и часа. Позже я спроектировал новый тип ножниц. Когда я принес их в цех на испытание, то необычная форма вызвала смех. А теперь попробуйте-ка спросить, хотят ли работницы вернуться к старым?

Как находит профессор Коварж форму, которую можно назвать совершенной и с производственной и с эстетической стороны? Для этого недостаточно просто сидеть в мастерской и раздумывать, какая форма рабочему понравится больше всего. Чтобы решить, например, форму рукоятки для обычной пилы, нужно сначала сделать десятки отпечатков кисти у самых различных людей.

Постепенно получается средняя, так сказать, нормализованная форма.

1. Старая форма чулочного автомата. Профессор Коварж задался целью изменить ее.

2. Вылепил пластилиновую модель, масштаб 1:5 — первый вариант.

3. Второй вариант. В нем Коварж старается «убрать» сосуд для готовой продукции.

4. Деревянный скелет для глиняной модели, масштаб 1:1.

5. Глиняная модель, масштаб 1:1. Как видно, Коварж решил не «убирать» сосуд для готовой продукции и лишь придал ему более красивую форму.

С каждым инструментом и на каждой новой машине профессор Коварж долго работает сам.

— Пилой с новой рукояткой я часами пилил дерево, — ! говорит он, — и только после того как убедился, что на ней нельзя получить ни мозолей, ни волдырей, решился передать ее в серийное производство.

Благодаря работе художников-конструкторов эстетические достоинства чешских станков и инструментов высоко оцениваются во многих странах мира. И в этом есть заслуга Коваржа и его учеников.

АЗБУКА СЧЕТНОЙ ТЕХНИКИ

(Начало на стр. 8—9).

7 как 111 и т. д. Составляя такую прогрессию (см. рис. 17), мы незаметно овладеваем и правилами сложения двоичных чисел. Они просты (рис. 18). Скажем, нам нужно сложить числа 1 963 и 37. Переводим их в двоичный способ изображения (рис. 19), получаем 11110 101011 и 100101. А теперь сложим оба числа (рис. 20). Полученная двоичная сумма соответствует десятичному числу 2 000. В двоичной системе таблица умножения (рис. 21) также проще, чем в десятичной. Умножим в ней 10 на 5 (рис. 22). Совер-

©

I

1963

I

37

и КАК ПЕРЕВОДЯТСЯ ДЕСЯТИЧНЫЕ ЧИСЛА В ДВОИЧНЫЕ Щ 512

I . I IIII0I0I0II

= 32 = 1'25 1

= I00I0I

лывает в двончнои арифметике. Что же касается деления, то его можно свести к последовательному вычитанию, то есть в конечном счете к сложению.

(Продолжение следует)

ПРАВИЛА ДВОИЧНОГО СЛОЖЕНИЯ

©

1 + I * 0

й перенос единицы в следующий разряд

IIII0I0I0II

_шж.

IIIIIOIOOOO

шенно очевидно, что умножение сводится к многократному сложению. К нему же можно свести и вычитание, которое не что иное, как сложение, только с дополнительным числом. Например, дополнительным числом к 1 963 будет 8 037 (1 963+8 037 = = 10 000). Чтобы вычесть 1 963, скажем, из 2 000, достаточно сложить 2 000 с 8 037. Отбросив перенос в высший разряд, получим правильный ответ: 37. Только все 9ти операции сумматор проде-

©

0

X

0 =

0

ф

1010

1

0

X

I =

0

1

щ 1010

I

X

0 =

0

1

0000

1

I

X

I =

I

1

№0 ,

1

II00I0

1

1

15