Техника - молодёжи 1963-06, страница 29

Техника - молодёжи 1963-06, страница 29

и воды. Подождав, пока гейзер успокоится, Сергей повторил опыт. Время реакции гейзера было около полутора минут. Они перешли в другой вал к гейзеру и повторили опыт. Этот реагировал через две минуты. Два маленьких >из ра не реагировали на камни совершенно.

Когда они вернулись и Сергей передал Леониду данные своих наблюдений, начались обсуждения текста, который предстояло передать. Все сошлись на том, что первым словом должно быть «SOS». Если Яблочкин обратит внимание на изменение лоеедення в микросейс-мах, то он сумеет увидеть за ритмичным сигналом всем мальчишкам с детства известный сигнал бедствия...

Через полчаса Степан и Сергей стояли у двух гейзеров с камнями наготове.

— Приготовиться Сергею! — закричал со своего места Леонид, гнядя на часы. — Бросай! Приготовиться Степану! Бросай!

В течение многих часов подряд через 10, 15, 30 минут раздавались команды. Первую «сейсмотеяегрвмму» передавали около семи часов подряд. Потом сденали перерыв. В это время Яблочкин в Тихой обычно менял ленту. Потом они продолжили передачу, передавая свое местоположение. Хуже всего обстояло дело с освещением. Оба факела, которые полярники успели спасти во время пожара, кончили гореть уже несконько часов назад. Карманный фонарик почти совсем не светил. Леонид распорядился использовать его последние минуты работы для осмотра места падения тягача. Осмотр дал неутешительные результаты. Несколько полуобгоревших досок, реаные куски ировельного железа — единственное, что еще могло пригодиться в устройстве дальнейшей жизни. Из этих материалов и был устроен помост над ручейком. От горячей воды, текшей из гейзера, на нем было относительно тепло. От длительного пребывания в сыром воздухе пещеры одежда стала влажной, единственное что согревало, была работа. Леонид решил начать строительство небольшой хижииы, скорее даже шалаша, в котором можно было бы поддерживать тепло.

К концу второго дня пребывания гнутри пещеры они соорудили помещение, в котором пять человек могли, поджав ноги, нежать в относительном тепле. Первая «ночь» после почти двух суток бодрствования прошла спокойно. Полярники спали, измученные работой и бурными событиями дня. Один Леонид не спал и в который раз продумывал все возможные варианты дальнейших действий для спасения. Он хорошо знал Сашу и твердо верил: если сейсмографы записывали микросейсмы, возбуждаемые гейзерами, то их найдут. Если...

Неожиданно Леониду показалось, что он услыхал далекий вой. Неужели галлюцинация? Нет, вой продолжался, он переходия на более высокую ноту и снова возвращался на более низкую. Сирена! Сирена спасателей. Леонид стал трясти лежащего рядом Сергея и Жору. Сергей промычал что-то во сне и продолжал спать. Жора вообще не реагировал на толчки. Нельзя терять нц минуты. Леонид выполз ив шалаша. Куда идти? Кажется, прямо по ручью. Леонид на четвереньках пополз по ручью. Горячая вода обжигала руки, но Леонид продолжал ползти вперед. Вот возвышение, откуда бьет гейзер. Неожиданно Леонид услышал нарастающее клокотание. Сейчас нач- » нется иэ1 рж ни . Надо бежать в сторону, иначе его сварит заживо в струе пара и кипятка. Он вскочил, пробежал несколько шагов, споткнулся о камень и упал. Он снова пришел в себя через несколько минут. Было тихо. Куда, зачем он бежал? Да, была сирена, если не ответить, то они могут уйти. Как ответить? Кричать бесполезно, он еще в другом зале, не под тр щиной, его не услышат. Он после педения совершенно потерял ориентировку. Где выход к трещине? Где лежит изуродованный тягач? Снова раздался далекий вой сирены. И неожиданно Леонид почувствовал тонкий залах гари. Он повернул голову — залах чуть усилился. Ои двинулся навстречу запаху. Он поворачивал, петлял и двигался в каком-то налравнении, которое казалось ему совершенно противоположным нужному. Но с каждым шагом запах становился сильнее. Наконец он споткнулся обо что-то твердое. Он протянул руки и нащупал тягач. Он нагнулся, нащупал камень, подмял его и стал бить по стальному борту. Три частых удара, три длинных...

Прошло несконько минут. Тишина.

— Повторите сигналы, — приказал Коробов.

Снова завыла сирена, разнося тревожный душераздирающий вой по снежной равнине Антарктиды.

— Готовьте людей к осмотру трещины и продолжайте поиск других трещин, — распорядился Коробов. В зтот момент стоявшие рядом с трещиной услышали далекий стук: три точки, три тире, три точки. Сигнал бедствия, известный всем мальчишкам с детства.

ставьте себе широкую трещину, постепенно нагибающуюся с глубиной В втом случае также существует вероятность благополучного «приз мления». Вспомните хотя бы факты нз истории авиации, когда пилоты с нераскрывшимся парашютом падали с высоты многих сотен метров н оставались живы, попадая на васнеженный склон глубокого оврага.

— Существуют ли такие глубокие трещины?

— Да, существуют. В Антарктиде н мерены трещины глубиной около километра.

— Могут ли под ледником существовать гейзеры и способны ли они протаять себе такие гроты?

— Наличие горячих источников н гейзеров в Ант >рктнде несомненно (например, нв склонах Эребусв), а существование их подо льдом также вполне вероятно. Количества тепла, выносимого гейзером прн к: ерженнн, вполне хватает, чтобы протаять ■ леднике гроты определенной величины. Однако следует отметить, что до сих пор под ледниковым покровом Антарктиды гейзеры не обнаружены, хотя вто во многом объясняется трудностями поисков.

— Можно ли использовать микрос йсмы гейаерое для передачи сообщений, как вто было сделано в рассказе?

— И вержеине гейзера — ето своеобразный «микровзрыв», а следовательно, он может являться источником сейсмических колебаний — мнкросейсмов. Если гейзер дост точно мощный, то сейсмические колебания, вызванные его извержением, могут регистрироваться современной аппаратурой даже на большем расстоянии, чем вто указано в рассказе.

— Можно ли вызвать искусственное из-

рж Hue гейзера?

— Обычно гейзеры функционируют с поразительно точной периодичностью, особенно в тех случаях, когда давление атмосферы н температура у устья гейзера сохраняются постоянными (в именно такие условия теоретически н должны существовать там, где происходят события). Эту четкую, ритмичную работу гейзера можно легко нарушить, бросая в жерло какой-либо предмет, например камень, что иногда н делают гиды, демонстрируя вкскур-сантам действие гейзера.

— Значит, с помощью гейзера можно передать и сообщение?

— Использовать извержение гейзера для передачи «сейсмотелеграммы» в принципе возможно. Это достигается путем нарушения существовавшего ранее цикла его действия.

— Следовательно, все вти события могли произойти в действительности?

— Вероятность таких совпадений ничтожно мала, практически равна нулю, но именно необычное стечение обстоятельств, неожиданных совпадений сделало возможным для Леонида Топоркова передачу в Тихую «сей мотеле-граммы» и позволило дать рассказ название «научяо-прнключенческнй».

Основная цель рассказа — заинтересовать читателя необычной постановкой вопроса, застелить его глубже вникнуть в детали, которые еще предстоит выяснить ученым.

И если, прочтя этот рассказ и научные примечания к нему, читатель захочет побольше узнать об Антарктиде, о ее исследователях можно считать, что автор рассказа выполнил свою задачу.

29