Техника - молодёжи 1963-08, страница 26В гостях у редакции журнала побывали член Совета по технической рстетике при Совете Министров ПНР Шимон Бойко (еле в а), генеральный секретарь совета Софья Шидловска и директор Института технической эстетики в Варшаве Богдан Чекалюк. Сегодня в очередном «Конкурсе красоты» редакция журнала предоставляет слово генеральному секретарю Совета по технической эстетике при Совете Министров ПНР Софье Шидловска, члену совета Шиману Бойко и директору Института технической эстетики в Варшаве Богдану Чекалюку. Вот что они рассказали во время беседы в редакции журнала. — Красота, — говорит Софья Ивановна Шидловска, — должна быть неотъемлемым качеством всего, что окружает нас. И лучшее, самое совершенное действительно должно одерживать в конкурсе верх над тем, что перестало соответствовать высоким вкусам и требованиям человека социалистического общества. Промышленные изделия, которые еще несколько десятков лет назад считались пределом изящества, теперь вызывают у нас снисходительную улыбку. Взять, к примеру, современные автомобиль, пишущую машинку, токарный станок и те же предметы тридцати- или пятидесятилетней давности, и вы сразу почувствуете, что есть красота уходящая и красота рождающаяся. Правда, если мы сократим избранный нами срок, то различия не будут столь резкими. Вот что получается, если конструктору станков поручить спроектировать автомобиль, а конструктору автомобилей — станок (изошутка из журнала 30-х годов). Не следует думать, что красота вчерашнего дня уйдет сама собой и станет достоянием музеев материальной культуры. Производство, освоившее массовый выпуск изделия, далеко не всегда проявляет готовность заменить его новым. Ведь это связано зачастую с изменением технологии, переходом на новые материалы и оборудование. Влияет в какой-то степени инертность вкусов покупателя, проявляющего иногда приверженность к хорошо знакомому, привычному, несмотря на то, что появляются лучшие образцы. Словом, производство и потребление — такая сфера, где изменения не происходят мгновенно. Нужна большая и трудоемкая работа в каждой из этих областей, чтобы лучшее, истинно прекрасное утвердилось в жизни. В Польше такую работу ведет Совет по технической эстетике. Он объединяет представителей различных отраслей промышленности, торговли, художников, архитекторов, ученых. Одна из главных забот совета —-организация художественного конструирования. На отдельных промышленных предприятиях есть группы художников-конструкторов, главным образом в легкой промышленности. Но для тех отраслей, где изделия не так часто меняются, эту работу мы проводим централизованно, в художественных школах, конструкторских бюро, Академии художеств. Понятно, что в таких условиях задания на конструирование могут быть самыми разнообразными. Шимон Бойко замечает; — Современный художник-конструктор должен уметь делать все — от зубной щетки ad электровоза. Такая задача предъявляет целый комплекс требований к подготовке проектировщика. Он должен знать приемы и методы создания художественно выразительных промышленных изделий, быть в какой-то степени архитектором, инженером, физиологом, психологом, экономистом и, разумеется, художником. Однако есть и другая тенденция, тесно связывающая проектирование с материалом. Некоторые школы и факультеты готовят специалистов, в чьих дипломах значится: «обработка стекла», «обработка дерева», «обработка металла» и т. д. Корни этой тенденции уходят в эпоху ремесленного производства. Тип специалиста, возможности которого ограничены определенным материалом, кажется мне менее перспективным. Ведь сейчас техника предоставляет нам все больший выбор материа лов, особенно искусственных. Но это совсем не значит, что подобные специалисты не нужны. Спрос на них и поныне немалый, например, в мебельной промышленности, производстве керамики. Главное, что в социалистических условиях в центре внимания конструктора любого профиля — человек с его вкусами и потребностями. А вот в капиталистических странах нередко встречается иной тип специалиста. Это так называемый «стилист», проектировщик внешнего оформления. Цель его работы — создавать искусственные стимулы увеличения спроса и, следовательно, роста прибыли капиталиста. В ход идут приемы поверхностного крикливого украшательства, часто противоречащего назначению предмета, например, всевозможные формалистические выверты в конструировании автомобилей, предметов домашнего обихода. По данным американского теоретика художественного конструирования профессора Джея Даблина, около 80% товаров широкого потребления, производимых промышленностью США, различаются почти исключительно внешним видом и ценой и лишь в незначительной степени — назначением. Сегодня «стилист» усердствует в том, чтобы внедрить в сознание покупателя моду на ломаные контуры, завтра — на обтекаемые и т. д. — А какое место отводится в Польше эстетике иа производстве? — Ив этом направлении ведется большая работа, — отвечает Шимон Бойко. — В самом начале мы провели обсуждение вопроса «А сколько стоит красота?». Есть все основания считать, что повышение культуры труда путем внедрения методов технической эстетики будет и экономически выгодно. Поэтому мы стремимся, чтобы уже сегодня осуществлялись «нормы красоты» на производстве. В последнее время построено немало предприятий, которые в этом смысле могут послужить образцом. В качестве примера можно было бы назвать недавно построенную ткацкую фабрику в Калише. Ее архитектура, а также интерьер цехов были разработаны при участии известного польского специалиста по технической эстетике профессора Б. Урбеновича. Для стен фабрики применена конструкция в виде длинного ряда сводов. Все пространство свода застеклено, так что боковое освещение дают вертикальные окна, а верхнее — застекленная покатая поверхность сужающейся части 22 |