Техника - молодёжи 1963-09, страница 29

Техника - молодёжи 1963-09, страница 29

ным расценкам с ежемесячной выплатой колхозникам их заработка.

Дополнительная оплата и премии должны начисляться тем бригадам, звеньям, группам н отдельным колхозникам, которые увеличивают производство сельскохозяйственной продукции, повышают ее качество и снижают себестоимость. В практике колхозов установилось правило — выдавать хозрасчетному подразделению до 50% сэкономленных средств. Если же бригада допустила необоснованный перерасход, то из начисляемой ей суммы вычитают до половины величины перерасхода. Но не затрагивают фонда гарантированной и дополнительной оплаты, а также премии.

Все это, понятно, острые и волнующие для колхозников вопросы: они касаются каждого. Поэтому при внутрихозяйственном расчете необходимо вести очень строгий и точный учет производимой продукции и ее качества, выполняемых работ и предусмотренных в задании затрат по всем бригадам. Расход средств должен быть Поставлен под двойной контроль и со стороны правления колхоза и со стороны коллектива бригады.

Теперь подумайте, если при ведении хозрасчета любое мероприятие бригады будет связано с личной заинтересованностью каждого колхозника, то какие огромные резервы можно поднять.

Тогда станут понятны и те метаморфозы, которые произошли в Крыму в колхозе имени Ленина, в колхозе имени Ленина Краснодарского края и других после введения там внутрихозяйственного расчета.

Могу дополнить картину таким примером.

Помню, осенью 1957 года в колхозе «Путь к коммунизму» Астраханской области овощеводческая бригада А. Галиева подняла под зябь пойменный участок, а когда пришла весна, забросила его, подобрав под овощи другой участок. Сейчас, по хозрасчету, когда все затраты на освоение участка относятся за счет бригады, такие случаи стали просто невозможны. В свое время крупной бахчеводческой бригаде Р. Тактарова были переданы два водопо-ливных двигателя для орошения посевов. Подсчитав затраты на использование этих двигателей, бригадир нашел, что выгоднее будет с помощью бульдозера вырыть котлован и устроить водохранилище. В результате этого высвободился один двигатель и бригада сэкономила около 1 ООО рублей.

Но это частный пример. А вот другой — так сказать массовый. В Ставрополье за последние три года почти все колхозы перешли на внутрихозяйственный расчет. И за это же время снизили на 35% производственные затраты на каждый рубль полученной ими продукции. Как говорится, комментарии излишни.

В заключение нашей беседы Георгий Кузьмич Русаков посоветовал обязательно прочитать следующие полезные книги:

1. Решения ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС. Госполитиздат, 1962.

2. Экономика сельскохозяйственных предприятий. Учебное пособие. Глава IX. Хозяйственный расчет в совхозах и колхозах. Госполитиздат, 1962.

3. К о р о ч к и н В. В., Хозяйственный расчет в колхозах и совхозах. Госполитиздат, 1962.

4. Ф и л и п п о в В. Р., Комплексные хозрасчетные бригады в колхозах и совхозах. «Коммунист» № 5 за 1962 год.

ПИСАТЕЛИ О СВОЕЙ РАБОТЕ

Интервью с В. И. Орловым

Владимир Иванович Орлов — талантливый писа» тель-публицист, пропагандист науки. В. И. Орлов — автор многих статей по проблемам науки, искусства, международной жизни. Им написаны книги «Разящие лучи», «Подземная гроза»,- «Секрет изобретателя», «Рассказы о неуловимом», «О смелой мысли», «Богатырский атом» и другие. В 1960 году за участие в создании книги «Лицом к лицу с Америкой» ему присуждена Ленинская премия.

В. И. Орлов — кандидат технических наук, имеет несколько авторских свидетельств на изобретения.

— Над чем вы сейчас работаете? — с таким вопросом наш корреспондент обратился к Владимиру Ивановичу. Вот что он рассказал.

Я работаю над двумя научно-художественными книгами об изобретательском творчестве, посвящая их мысленно светлой памяти моих незабвенных учителей Ильи Яковлевича Ильина (Маршака) и Бориса Степановича Житкова. Я во многом подражаю им и горжусь, когда голос Ильина или голос Житкова воскресает на моих страницах. Но я был бы нерадивым учеником, если бы ограничился подражанием.

В задушевных беседах с нами Илья Яковлевич как бы лучом рентгеноструктурного анализа освещал строение, архитектонику своих классических книг. Возникала структура, построенная по принципу «сильных связей». Главки-атомы крепко сцеплялись в построение, правильное, как кристалл, и читатель робел от восхищения, наблюдая, как растет эта алмазная громада.

Мы тогда же обсуждали возможность построения книги по принципу «слабых связей», где отдельные главки сочетаются непрочно и прихотливо, словно атомы в затейливо завитой молекуле органического вещества; где читатель легко разрывает логическую цепь автора на звенья и затем соединяет их в иных, родившихся в голове сочетаниях; где движение мысли порождается не только контактом, но и дальней перекличкой и ауканьем главок.

Илья Яковлевич соглашался с возможностью и полезностью подобных книг. Он ссылался на опыт прошлого, где умами владели не только строгие трактаты, но и пестрые, казалось бы, собрания притч. Надо только, чтоб были такие притчи, из которых не возведешь кривой и лживой постройки. Ничего, если главки будут погрохатывать в переплете, как детали в ящике «Конструктора». Важно только, чтобы это был такой «Конструктор», из которого можно собрать нечто полезное.

Сознаюсь, что я сделал робкую попытку написать такие книжки. Дать собрания пестрых притч, призванных будить, беспокоить изобретательскую мысль, тревожить и клонить ее к некоторым выводам. Каким? В том-то и сила притчи, что от нее, как иголки на спинке ежа, расходятся во многие стороны стрелки умозаключений.

Первая, законченная книга называется «Трактат о вдохновении, рождающем великие изобретения».

Название не очень точное. Если это и «Трактат», то не чересчур ученый. Причина в том, что опыт' жизни позволит мне называться скорее публицистом, чем философом, скорее изобретателем, чем ученым-инженером. Отсюда все особенности, все странности, все грехи. Честное слово, не знаю, как правильно назвать это смешение жанров, где рассказ соседствует с очерком, переписка с пьесой, памфлет с дифирамбом! Просто это занимательная книжка о логике, психологии и социологии изобретательского творчества. Мне хотелось восстановить в ней на очень современной основе традиции философ-ско-публицистического письма, которое так было распространено в XVIII веке.

Вторая книжка называется «Сто вариаций на тему старой сказки». Взята старая сказка, которая затем последовательно варьируется сто раз с привлечением разнообразного, конкретного, естественнонаучного и инженерного материала. Это как бы этюды для развития инженерной фантазии и научной проникновенности. Книжка почти закончена и выйдет в издательстве «Советская Россия».

25