Техника - молодёжи 1963-10, страница 39

Техника - молодёжи 1963-10, страница 39
ТРОПОЙ ПРОМЕТЕЯ

1. ОТ ТУРИНСКИХ огоньков ДО ШВЕДСКОЙ спички

Нехитрое, казалось бы, дело — спичка, а сколько понадобилось времени и труда, прежде чем она приобрела свой теперешний вид и избавила человечество от сложной процедуры добывания огня! Произошло это так.

В 1669 году гамбургский алхимик Брандт открыл белый фосфор. А в 1680 году для получения огня уже использовали смесь фосфора и серы. Однако лишь спустя 99 лет итальянцем Пейла были изобретены «туринские огоньки» — прообраз современных спичек. «Туринские огоньки», хотя и выполняли назначение спнчек, ничем не походили на них внешне. Это были восковые свечи, конец фитиля которых был пропитан смесью фосфора, серы и масла. Во избежание самовоспламенения свечи держали в стеклянных трубках. Чтобы звжечь такую «спичку», надо было предварительно разбить трубку.

Изучив в 1786 году бертолетову соль, французский химмк Бертолле открыл второй важный компонент для изготовления зажигательной смеси — окислитель, приблизив время появления спички.

В 1905 году француз Шансель изготовил спички, головки которых обмазывались смесью серы и гуммиарабика. Однако вместе с ними нужно было всегда носить пузырек: загорались они только после погружения в концентрированную серную кислоту.

В 1827 году английский аптекарь Джон Уокер со

здал спички, которые представляли собой деревянные папочки длиной около 10 см. Их головки были покрыты смесью бертолетовой соли и трехсерии-стой сурьмы. Чтобы зажечь такую спичку, нужно было сначала завернуть ее в наждачную бумагу, а затем резко выдернуть.

Поиски новых зажигательных составов продолжались. И вот в 1833 году Якоб Каммерер использовал для изготовления зажигательной смеси фосфор и бертолетову соль. Так, по сути дела, и родилась современная спичка. Способ Каммерера состоял в следующем. Каждую спичку погружали сначала в расплавленную серу, а затем ее головку покрывали составом из фосфора, бертолетовой соли и раствора резины. Правде, у нее были существенные недостатки: смесь фосфора и бертолетовой соли не только взрывоопасна, но и очень ядовита.

Безопасные спички обязаны своим появлением шведскому профессору Г уставу Пашу, который впервые ввел фосфор не в зажигательную головку, а в намазку спичечной коробки, которая в то время состояла из стеклянного порошка. Спичка стала безопасной. Называли ее тогда «шведской». И уже тогда токсичный белый фосфор начали заменять неядовитым красным. Однако окончательно безопасные спички распространились лишь к началу XX века, когда применение белого фосфора было запрещено в большинстве стран.

2, ГАЛЬВАНОТЕХНИКА... 3000 ЛЕТ НАЗАД

Уже за тысячу лет до новой эры знали древние шумеры об электрических скатах и угрях, даже об «огнях святого Эльма». Однако ни в одном предании или папирусе не содержится ни намека на то, что электричество находило тогда практическое применение. Принято считать, что эра электричества началась лишь в XVIII веке с опытов знаменитого Луиджи Гальвани.

И вот перед самой войной немецкому археологу Кенигу посчастливилось найти в районе Багдада керамический сосуд с остатками меди и железа. Ученый высказал сенсационное предположение: мол, это не что иное, как... гальванический элемент!

В прошлом году из Ирака в США вернулась археологическая экспедиция, занимавшаяся раскопками в районе древнего города Селевкия, южнее Багдада. Здесь, в холмах на высоком берегу Тнгра, ученые обнаружили керамические глазированные сосуды конусообразной формы. В некоторых из них находились разъеденные медные цилиндры и железные бруски. Создавалось впечатление, будто медь подверглась коррозии под действием кислоты. На дне резервуаров нашли битум. Неподалеку от сосудов раскопали серебряные украшения, на которых очень хорошо сохранилась позолота.

Опять гальванические элементы? И не их ли использовали шумеры для нанесения на различные украшения тонкого слоя золота? Выходит, им была известна гальваностегия? В пользу такой гипотезы свидетельствовало, к сожалению, одно лишь то, что возможность нанесения столь тонкого слоя золота вручную совершенно исключена.

Ученые попытались воспроизвести технологический процесс, протекавший когда-то в древних сосудах. Вложив в резервуар медный цилиндр, они закрыли его снизу битумной «лепешкой», затем вставили железный брусок. Как только резервуар наполнили сульфатом меди, на электродах тотчас появилось напряжение. Разумеется, трудно установить, какой электролит заливали в свои гальванические батареи древние мастера. В то время уже были известны уксусная и лимонная кислоты. Они, правда, не отличались большой крепостью, однако соединением нескольких элементов в батарею можно было получить достаточный потенциал. Для подключения элементов друг к другу, по-видимому, использовали железные бруски: проволока в то время еще не была известна.

К, МАССАЕВ