Техника - молодёжи 1964-03, страница 31

Техника - молодёжи 1964-03, страница 31

естественно, на сам порт Диксон. Поскольку самолет был потерян (базировавшийся на линкоре самолет потерпел аварию во время одной из ледовых разведок), а имевшаяся морская карта Диксона — старая английская карта в проекции Меркатора масштаба 1 : 200 ООО — не была достаточно точной, планируемой операции был присущ известный эле-м нт риска. Рейд планировался в виде внезапной высадки десанта численностью 180 человек. Рассчитывали во время рейда захватить важные материалы и пленных, в частности из числа руководящего состава западного сектора Северного морского пути. Кроме того, было решено поджечь угольные склады, уничтожить радиостанцию и прервать связь с Красноярском».

Но немцы просчитались. Еще эа три дня до нападения рейдера руко одител морских операций Ареф Ивано-

СМЕРТЬ

вич Минеев вместе со своим начальником штаба Николаем Александровичем Еремеевым сделали все возможное, чтобы приготовить ему достойную встречу.

В дальнейшем события развертывались так. В порту в это время находились три наших судна: ледокольный пароход «Дежнев», переоборудованный под сторожевой вспомогательный корабль, пароход «Революционер» с грузом игарского леса и пароход «Кара» — тихоходное судно, едва развивавшее восемь узлов, трюмы которого были забиты... взрывчаткой.

Тем временем фашистский пират подходил к проливу Ве-га, направляясь в саму бухту Диксои. Но в бухту он войти побоялся, а остановился в проливе, и, когда к утру туман немного рассеялся, со стоящих у пирса судов увидели вырисовывающийся в проливе, в нескольких километрах от порта, силуэт вражеского военного корабля.

В это время «Дежнев», стремясь предупредить огонь рейдера, пошел на сближение с ним, непрерывно стреляя из своих скорострельных, но малокалиберных пушек.

Почти у самого борта «Дежнева» выросли разом три водяных столба. Это рейдер ударил из своих 280-миллиметровых орудий. В этой схватке пали смертью храбрых семь советских моряков-комендоров, сам пароход получил пробоину навылет, загорелись палубные недстройки, и только чудо и, добавим, искусство командира и команды спасли судно от гибели. Оно выбросилось на камни. Сейчес корабль-герой продолжает плавать в Арктике.

Вм сте с судовой артиллерией по р йдеру открыло с суши огонь 152-миллиметровое орудие старшего лейтенанта Н. М. Корнякова. Меткими выстрелами артиллеристы несколько раз поразили противника. Сам Мендсен-Болькен с горечью признавал потом, что такого отпора он не ожидал.

А в это время в кольце разрывов медленно уходил из порта пароход «Квра» со взрывчаткой. Вот несколько строк из рейсового отчете «Кары», они помогут понять, насколько близко нависла опасность. «Наше судно, — читаем мы в рейсовом отчете, — сильно вздрагивало и вибрировало, осколки обсыпали все судно, в особенности кормовую часть... Пробита вывеске с названием судна на мостике и цистерна... Была выстввлена дымовая завеса с носа и кормы... Дым закрыл причал и бухту, дышать стало тяжело, видимости в дыму никакой, все надели противогазы».

Умело маневрируя, «Кара» в конце концов вышла из-под обстрела.

Потом рейдер кружил еще некоторое время вокруг Диксона, обстрелял антенное поле на северном берегу и туманную станцию на небольшом островке Медвежий (см. схему боя), но это были его последние оскальГ.

27 августа фашистский пират подошел к Диксону, а уже 29 августа, то есть спустя двое суток, гитлеровское командование в Нарвике отдало ему приказ немедленно покинуть Карское море.

НЕ СМЕТЬ!"

1 Когда~тд вы рассказали, о борьбе за жизнь людей,, получивших смертельную дозу облучения. Каково [положений сей act Сдает Ли смерть свои позиции ' или все еще, м дицина бвссилънаГ .._ '

В. .СУРОВ, е. Нижний Тагил, Г.- ГАРАЕВ. е. Самарканд

Ю. ЕХТЕР

Лучевая болезнь. Белой смертью называют ее люди. В десятках лабораторий различных стран ученые ищут пути преодоления этого тяжелого заболевания. Об одном из экспериментов, ставшем важной вехой в борьбе с разрушающим действием радиоактивности, рассказывает специальный корреспондент журнала.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Собак всего три. Шумливый, непоседливый Лихой — темно-серый забияка с веселыми глазами. Другой — мохнатый, покорный трусишка Мерзкий. В соседнем боксе юлит сладкоежка Нагрев.

Собак всего три, а надо бы... Петровнин хмурится. Однако отступать некуда, и он произносит коротко: «Готовьте!» Ассистенты разводят собак по станкам и крепко привязывают. Начинается подготовительный этап эксперимента. Собственно, подготовка началась уже давно. Еще в тот день, когда :обак привезли в виварий института. и былн сделаны анализы, чтобы установить исходное функциональное состояние всех основных органов — так называемую «норму». И еще тогда, впервые знакомясь со своими четвероногими «п мощникам Петровнин попытался решить как будто бы несложную задачу из трех составляющих. Два ич них — возможно, жизиь. Одно — наверняка смерть.

Петровнин еще ра медленным, изучающим взглядом окидывает собак, решая все ту же проблему: которой смерть. «Лихой будет контрольным, Мерзкий и Нагрев — под эпытными», — решает он.

Контрольный. Казалось бы, безобидное слово: подопытных животных оперируют, делают им различные анализы, с помощью укрепленных на теле датчиков снимают показания о работе их органов и систем. На деле же контроль в остром эксперименте почти всегда синоним смерти. Так будет и в предстоящем опыте: двух подопытных животных попытаются спасти от лучевой болезни, а по организму третьей проверят, как действует на животного введенная ему смертельная доза радиоактивного изотоп! — стронцня-90.

Об этом изотопе, в прошлом знакомом лишь специалистам-химикам, сегодня знают все. Образуясь при ядерных взрывах, он может переноситься ветрами иа большие расстояния и попадать с пищей и водой в человеч ский организм. Да и в лаборатории его применяют довольно часто. Период полураспада стронция — 29 лет, а для того, чтобы акт! ность его снизилась практически до нуля, нужен срок в десять раз больший. Но главная опасность в другом: попадая в человеческий организм, стронций-90 довольно быстро осуждается в костях, и оттуда его не выкурить никакимк способами.

ВЫЗОВ БРОШЕН

Работы по выведению радиоактивных изотопов из живого организма ведутси сейчас во многих странах. И, как всегда в начале пути, на один успех приходится не один десяток неудачных экспериментоэ. Опыты ставят, в частности, с ионообменными смолами, способными «втяги-

«Карманный линкор», до отказе «набитый» вооружением.

27