Техника - молодёжи 1965-02, страница 20

Техника - молодёжи 1965-02, страница 20

Середина XX века. Наше время. Одной из характерных черт мира сегодняшнего дня являются революционные научные открытия в физике, ,химии, кибернетике, биологии. Благодаря им наука пронизала все сферы человеческой деятельности: производство, экономику, политику, культуру.

Не удивительно, что каждому хочется заглянуть в широкий, необычайный, часто загадочный мир, увиденный оком науки, хочется освоиться с его непривычной реальностью, хочется разобраться в ием и представить себе его развитие в будущем. Огромную, первостепенную роль проводника в эту страну Нового играет научно-познавательная

Научно-популярная литература возникла как совершенно закономерное явление в процессе осознания роли науки в жизни современного общества. И писатель-популяризатор рассказывает о преобразующей силе науни, о сложных путях научного поиска, о столкновении идей. Он пытается пробудить в читателе размышление над перспективами развития науки и техники, задумывается над развитием самого человека в условиях научно-технического прогресса.

И действительно, книга познавательная все больше и больше завоевывает и умы и сердца читателей. Вот сухая, но красноречивая статистина. За последнее десятилетие из всех 33 913 названий нниг — 21 тыс. научно-популярные. А из

В 1917 году в Большом театре Алексей Максимович Горький выступил с речью «Наука и демократия», прозвучавшей гимном науке. Писатель сказал: «Народ должен знать, что ныне он живет в атмосфере науки... Значение популяризации точных знаний огромно и ответственно».

Однако Алексей Максимович не ограничивался только словесными декларациями. Свои мысли он подкреплял повседневной практической деятельностью. Вот примеры тому:

1915—1917 годы. Горький редактирует журнал «Летопись». Климент Аркадьевич Тимирязев приглашен заведовать отделом науки.

1920—21 годы. Горький вместе с А. Е. Ферсманом редактирует журнал «Наука и ее работники».

1929 год. Горький создает журнал «Наши достижения». И снова в отделе науки мы видим ученых, академиков А. Е. Ферсмана и О. Ю. Шмидта.

В редколлегии серии «Жизнь замечательных людей», основанной Горьким, активно работали академик С. И. Вавилов, А. Н. Фрумкин, О. Ю. Шмидт и другие, ученые.

К заведованию отделом занимательной науки журнала «Колхозник» был привлечен Я. И. Перельман, чей популяризаторский дар Алексей Максимович высоко ценил. Это мнение о Перельмане разделяли многие писатели и ученые. К. Э. Циолковский, например, с глубокой благодарностью говорил, что его идеи стали известны широким массам читателей лишь после того, как «за пропаганду их принялся автор «Занимательной физики».

Об этом замечательном писателе и пойдет далее речь. Творчество Перельмана настолько известно, что не нуждается в подробной характеристике. Но не устарели ли его произведения при современных темпах развития науки?

Вот ответ «Книжной летописи»: в 1961 году вышло 10-е издание «Занимательной, астрономии», в 1962 году — f-e издание «Живой математики».

Тем ироничнее звучит предположение Льва Разгона, высказанное им в статье «Человек, написавший библиотеку» (сборник 2-й «Пути в незнаемое»), о том, что, если бы Перельман дожил до наших дней, его не приняли бы в Союз писателей. Здесь сама постановке вопроса риторична: если бы дожил, приняли ^пи бы или не приняли бы?

Ну, а при жизни Перельман был членом Союза или нет? Этот вопрос действительно представляет не только исторический или символический интерес для истории научно-популярной литературы, но и принципиальное значение.

В. Я. Кирпотин и И. М. Гронский, у которых я спрашивал об этом (они были в те времена секретарями Оргбюро союза), запамятовали. Ответить смогли только архивы. И вот передо мной плод долгих поисков — письмо Перельмана Горькому. После того, как приемная комиссия ССП сказала свое «нет». Автор письма, выходящего за личные рамки и отражающего заботы о судьбах научно-популярной литературы, задает вопрос: является ли популяризатор писателем?

Вот это интересное письмо.

734 млн. тиража на эти книги падает 452 млн. экземпляров!

Но по-прежнему научно-популярная литература продолжает оставаться для писателей и издателей «литературой второго сорта», а популяризатор — «писателем второй натегории». Больше того, такое отношение «узаконено» инструкцией по авторскому праву, утвердившей более низкий гонорар за научно-популярные издания.

Как правило, писатель-популяризатор — человек глубоких научных и технических знаний, человек, обладающий незаурядными литературными способностями, ибо уменье перевести язык науни на язык литературы предполагает наличие и знаний и одаренности. Так почему же до сего дня популяризатор вознагражден лишь снисходительным отношением собратьев по писательсному труду, по общему делу воспитания масс, воспитания всестороннего, необходимым аспектом которого является популяризация современной науни и тех-

В этом номере мы печатаем неопублииованное письмо Я. Перельмана Горькому не только для того, чтобы познакомить читателя с интересным архивным доиументом, но и затем, чтобы поднять важный разговор о месте популяризатора в писательском строю, о должном внимании и творчеству писателя-популяризатора.

НЕТ,

ПИСАТЕЛЕЙ)

Глубокоуважаемый Алексей Максимович!

Не сочтете ли нужным высказаться по вопросу, ■ котором один Вы можете быть компетентным судьей: является ли популяризатор писателем!

Если является, то при каких условиях может он сделаться членом Союза советских писателей!

Вопросы эти встали передо мною потому, что комиссия Оргкомитета ССП не приняла меня в состав Союза.

На четвертом десятке лет литературной работы я перестал быть писателем, хотя у меня миллионы читателей.

Популяризаторов у нас чрезвычайно мало, а таких, которые отдаются своей работе всецело, — отдельные единицы...

Сведущие критики признают мои книги высококачественными. О «Занимательной физике» с похвалой отзывались величайшие знатоки предмета — О. Д. Хвольсон у нас, П. Эренфест — за границей; недавно мне передали лестный отзыв о ней Альберта Эйнштейна. Рецензии специалистов были представлены приемной комиссии ССП. Не могло быть отвода и по признаку политической направленности: сочинения, успешно распространяющие среди миллионов читателей четкие и ясные знания из физики, механики, астрономии и математики, безусловно, выполняют актуальную политическую задачу. Остается допустить одно: книги мои были признаны чисто научными, а раз я ученый — мне не место в Союзе писателей.

Это, конечно, недоразумение. Относить книгу к'числу ученых сочинений потому лишь, что на ее страницах имеются формулы и чертежи, — наивно. Но труды мои и не компиляции: слишком много в них самостоятельного творчества, направленного на поиски лучшей формы изложения, на своеобразную обработку н подачу материала...

Популярный писатель подводит читателя н глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачио выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие во* просы.

В. И. Ленин

Я пишу ряд очерков, легних для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание вселенной и философия, основанная на этом познании.

К. Э. Циолковский

Высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит именно в том, чтобы слиться с наукой и посредством этого слияния дать науке такое практическое могущество, которого она не могла бы приобрести исключительно своими собственными средствами.

Д. Писарев

ПИСАТЕЛЬ ВТОРОГО СОРТА?

ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ

16