Техника - молодёжи 1965-05, страница 36

Техника - молодёжи 1965-05, страница 36

f

считаются lira

Лев СКРЯГИН

«Никто не возвращается с исчезнувшего корабля, чтобы поведать нам, сколь ужасной была его гибель, сколь неожиданной и мучительной стала предсмертная агония людей. Никто не расскажет, с какими думами, с какими сожалениями, с какими словами на устах они умирали...»

Джозеф Конрад, Зеркало морей.

ПОСЛЕ ТРЕХ УДАРОВ КОЛОКОЛА

В залах английского общества «Ллойд» в Лондоне целый день царит напряженная деловая атмосфера. Здесь страхуют любое имущество, но в основном морские суда — от небольшой спортивной яхты до танкера водоизмещением свыше 150 тыс. т...

Неожиданно под высокими сводами центрального зала раздается удар колокола. Это не обычный колокол. Более века назад его подняли с затонувшего во время шторма в 1799 году фрегата «Лютин», груз которого в виде золотых монет и серебра был застрахован «Ллойдом». Решив в 1896 году увековечить память о фрегате, страховщики подвесили колокол в центральном зале.

Когда раздается звон колокола, шум толпы мгновенно утихает, клерки отрывают глаза от деловых бумаг и внимательно слушают. Одетый в красный плащ глашатай поднимается на кафедру и сообщает, что такое-то застрахованное «Ллойдом» судно в должный срок не прибыло в порт назначения. Один удар колокола означает, что в записях нужно сделать соответствующую отметку об упомянутом судне. Если выяснится, что судно погибло, фирма должна будет выплатить страховое возмещение.

Два удара колокола говорят о том, что в общество поступили хорошие вести — один из 1600 представителей «Ллойда», работающих в разных портах земного шара, сообщил, что застрявший где-то пароход нашелся. Но когда все реальные сроки ожидания проходят, а об исчезнувшем судне по-прежнему нет сведений, под сводами зала раздаются три удара колокола «Лютина», напоминающие похоронный звон. Глашатай объявляет, что судно считается пропавшим без вести.

Англичане в шутку говорят, что простая чашка кофе родила крупнейшее в мире страховое общество. Основателем английского «Ллойда» в 1716 году

был содержатель кофейни — Эдвард Ллойд. Он начал страховать суда посетителей, которые собирались в кофейне. Официально «Ллойд» был учрежден актом английского парламента в 1871 году.

Застрахованные в «Ллойде» суда в случае гибели заносятся в «Книги кораблекрушений». Они делятся на разделы: «Погибшие на мели», «Затонувшие в море», «Погибшие в результате столкновений», «Сгоревшие». Сюда записывают суда, о гибели которых есть соответствующие сведения. Но когда колокол «Лютина» бьет три раза, суда заносятся в особые книги — «Считаются пропавшими без вести». Это большого формата книги в красных сафьяновых переплетах. В каждой из них по 200 страниц.

Первая «Красная книга Ллойда» была начата в 1873 году. Прошло всего два года и два месяца, как все строки ее двухсот страниц были заполнены названиями бесследно исчезнувших в море судов... В основном это были старые деревянные парусники, «плавающие гробы», загруженные сверх нормы. Потом записями заполнились вторая, третья, четвертая... четырнадцатая книги. Причем на заполнение «красных книг» с годами требовалось все больше и больше времени. Неизменная беспощадность морской стихии постоянно направляла человеческую мысль н-э обеспечение безопасности плавания изданием точных карт, усовершенствованием навигационных приборов, установкой маяков. Люди стали больше уделять внимания вопросу непотопляемости и остойчивости судов, совершенствовались противопожарные средства.

Если на заполнение первой «красной книги» потребовалось всего два года и два месяца, то четырнадцатая книга такого же объема потребовала четверть века. Ее начали 10 июля 1929 года и закончили 22 декабря 1954-го. В книгу записаны 222 судна (суда, пропавшие без вести во время второй мировой войны, в книгу не заносились)! За четверть века люди 222 раза расписались в своей беспомощности перед стихией моря!

Так выглядел пароход «Уарата» перед роковым рейсом.

Бразильский линнор «Сан Паоло» водоизмещением 21 тыс. т пропал без вести в Южной Атлантике во время буксировки в 1951 году.