Техника - молодёжи 1966-09, страница 23

Техника - молодёжи 1966-09, страница 23

КРАЙ ТЫСЯЧИ ДОРОГ

+53"С. В глубоких пластах это не сказывается на подвижности нефти, ведь там господствуют давления в 240—280 атм и температура до +95° С. А вот извлеченная на поверхность, такая нефть доставляет немало хлопот нефтяникам. На нефтепроводе между месторождениями и городом Шевченко придется соорудить две-три подогревательные станции, чтобы обеспечить ее быструю перекачку.

Хотя высокое содержание парафина в нефти сковывает ее подвижность, она ценнейшее сырье для промышленности. Высокое содержание лотановых углеводородов и парафина и практически полное отсутствие сернистых соединений делают мангышлакскую нефть удобной для производства дизельного н моторного топлива. Из высокопарафннистых метановых нефтей производят сейчас синтетические кислоты, заменяющие технические жиры и смазки. Крекингом парафини-стых мазутов можно получать газообразные н жндкне углеводороды для дальнейшего синтеза спиртов, вфнров, пластических масс. Сам нефтяной парафин — прекрасное сырье для изоляционных н моющих материалов, для производства синтетических волокон н пластических масс.

Но добыча такой нефти, сложная сама по себе, еще больше затрудняется тем, что на Мангышлаке нет воды. А ее надо много, миллионы кубометров. Чтобы поддержать пластовые давления при вксплуатацни залежей нефти, надо н пласты нагнетать воду. А воды-то и иет.

Да, воды в районе месторождений нет. Первые геологические партии и буровые бригады возили ее за 50—100 км. Днем и ночью бесконечным потоком двигались тогда автоцистерны, чтобы «напоить» буровые вышки.

Подземная пресная вода нстречается на Мангышлаке лишь в редких горизонтах, н количество ее в колодцах и скважинах крайне мало. Сейчас пробурены сотни гидрогеологических скважин на сенере полуострова, н питьевая вода будет подаваться по 75-километровому водопроводу от артезианских скважнн в песках Саусан-Бостанкум до поселков Жетыбан и Узеиь. Вода также придет нз города Шевченко, где работают мощные атомные установки, получающие пресную воду из морской.

Но если в отношении пресной питьевой воды вопрос почти решен, то значительно труднее оказывается другая задача — обеспечить производство технической водой, которой потребуются сотнн миллионов кубов.

Теоретически техническую воду можно получить нз глубоких горизонтов. Но как практически ее оттуда взять, если при добыче каждой тонны нефти необходимо «доливать» в месторождение десятки кубов воды, для того чтобы сохранить напор • и давление и нефтяных пластах?

В южной части полуострова Мангышлак нет рек и озер, а осадков здесь выпадает очень мало. Поэтому ученые разрабатывают уникальный проект: они решили провести воду в пустыню от крупнейших рек — Урала, Аму-Дарьи, Волги, проложив мощные трубопроводы под водой, по дну моря, на расстояние 150—200 км.

Т> предстоящем пятилетни намечено довести добычу нефтн " в нашей стране до 345—355 млн. т, а газа до 225— 240 млрд. куб. м.

Вместе с ростом добычи нефтн на освоенных площадях начнется эксплуатация месторождении в ионых крупных районах, в том числе и на Мангышлаке. «Столица» полуострова — город Шевченко, расположенный на берегу Каспийского моря. Здесь стоят современные дома и постройки. На ныдаю-щемся в море каменистом мысе сооружается девятнатажная гостиница и общежитие, рассчитанное на 1650 мест. Вводится в строй Дворец культуры. Ближе к морю появились корпуса нового большого городка. Работает мощная опреснительная установка. Она дает воду и жилым кварталам и гидропонным теплицам.

В Шевченко жнвет сейчас более 25 тыс. человек, а в ближайшие годы население города возрастет до 120 тыс. Отсюда добытчики подземных богатств будут ездить к месту работы на промыслы на скоростном транспорте.

На Мангышлаке построены н расширяются рабочие^ поселки геологов, нефтяников, строителей — Узеиь, Жетыбай, Ера-лнево, которых еще недавно не было на географических картах. Сейчас в этих центрах осваиваемого края живет около

50 тыс. человек, а года через два-трн население возрастет в 3—4 раза. Строится железнодорожная линия Макат — Шевченко— Жетыбай — Узень. По стальным магистралям движутся поезда в глубь пустыни на 900 км. Нефтепровод Узень — Жетыбай — Шевченко входит н строй в 1966 году.

В нынешнем году пошел сюда танкерный флот Каспийского пароходства. Вырос порт Шевченко с действующими причалами и нефтеналивным пирсом. В скором времени самая большая по протяженности морская железнодорожная паромная переправа свяжет Шевченко с Баку. Теперь сотнн тысяч тонн нефтяного оборудонання и других грузов для Мангышлака идут морским путем вместо кружного железнодорожного. Отсюда ведут дороги к подземным богатствам пустыни — на месторождения Узень н Жетыбай.

Началось освоение подземных сокровищ Мангышлака, и это привело к появлению новых проблем. Надо организовать транспортиронку нефтн, найтн средства для поддержания пластового давления, добиться более полного изнлечення из пластов, создать производственные и бытовые базы. Нужна напряженная работа больших коллективов.

Когда стоишь на берегу Каспия, в поселке геологов Ера-лиено, а дующий с моря ветер покрывает лицо и одежду тонким слоем белесоватой пыли, солено-горькой на вкус и без единой капельки питьевой воды, невольно думаешь, что природа здесь явно «пересолила». И тем более удивительными кажутся прекрасные городки с многоэтажными домами, клубами, кинотеатрами, школами и магазинами, выросшие буквально за несколько лет.

10 июля 1965 года первый эшелон нефти дал промысел Узень. За пятилетие намечается ввести в промышленную разработку нефтегазовые месторождения; Жетыбай, Тенге, Кара-гис. В эксплуатацию предстоит сдать сотни нефтяных и газовых скважин.

Прошли те времена, когда геологи пробирались по песчаной целине пустыни, кончились дни, когда одинокие кусты саксаула на вершине бархана служили ориентиром. Теперь много дорог связывают тружеников Мангышлака с необъятными просторами нашей Родины. И недалеко то время, когда Мангышлак будет ежегодно давать стране десятки миллионов тонн нефтн в год.

За открытие крупной нефтегазоносной провинции на Мангышлаке группе геологов, геофизиков и буровиков в 1966 году присуждена Ленинская премия. А в нюне нынешнего года трест Мангышлак-нефтегазраэведка награжден орденом Трудового Красного Знамени.

19