Вокруг света 1963-05, страница 8

Вокруг света 1963-05, страница 8

Л. КОВРИЖНЫХ, руководитель кружка юных геологов Свердловского дворца пионеров

се началось с самородка, о котором я прочитала ребятам. Огромный золотой самородок весил 2 пуда 7 фунтов 32 золотника. Когда рабочий Миасского прииска Никифор Сеткин нашел его, он подумал, что это обыкновенный булыжник. Но в том месте, где кайле отбило грязно-бурую землю, жарким огоньком блеснуло золото.

Ребята заволновались:

— Так это было сто с лишним лет назад. Теперь уж все самородки выкопали.

— А может, и на нашу долю оставили? Стоит только поискать!

Наверное, каждый уралец неравнодушен к камням, почти у каждого — и у моих юных кружковцев тоже — есть свой заветный уголок, где он хранит разные находки: камешки, привлекшие необычным цветом, или куски породы с вкрапленными блестящими точками. На следующее занятие ребята принесли свои сокровища. Видели бы вы их разочарование, когда они узнали, что камень изумрудного цвета — "Просто зеленый шлак, «рубин» — всего лишь красное стекло, «золото» — обыкновенный кусок пирита... Ребята убедились, что, прежде чем искать золото и изумруды, надо многое знать о разнообразном мире камня, надо понимать жизнь «обыкновенных» минералов, знать их биографию.

Вот, скажем, мрамор. На Урале его много. Есть даже целое «мраморное» село — Коелга: там занимаются только добычей и обработкой мрамора. Этот красивый, прочный, послушный обработке минерал издавна ценился у всех народов. «Тот, кто имел возможность любоваться древнегреческими храмами из белоснежного мрамора или кто по извилистым лестницам поднимался на крышу мраморного Миланского собора — в гущу тонкой резьбы, колонн и украшений, вырезанных из камня, — тот не может не восторгаться этим замечательным камнем...» — писал академик А. Е. Ферсман.

А биографии кварца, горного хрусталя, железа, гранита — они не менее интересны...

Книгу за книгой прочитывали ребята. Особенно помогли им «Минералогия для всех» А. Яковлева, Детская энциклопедия и книги Ферсмана. Школьники сами готовили рефераты (им очень нравилось это научное слово) о различных камнях, о богатствах Урала, о роли Урала в создании отечественной промышленности.

А потом — первые экскурсии, первые попытки прочитать сложную книгу природы. Ребята знакомились со строением некоторых участков земной коры, с горными отложениями, собирали коллекции, готовясь к серьезным поискам, к большим походам. Нашлись умельцы, кото

УРАЛЬСКИЕ

рые изготовили большой макет «Богатства Уральских недр».

На макете — три горы отражаются в голубом озере. На берегу стоит избушка дедушки Слышко — уральского сказителя Василия Алексеевича Хмелинина, от которого еще мальчиком слышал уральские сказы Бажов. На противоположной стороне озера, на уступе поднял голову серенький козленок из сказа «Серебряное копытце». Почти все минералы Урала собраны в этом макете.

Ребята создали также богатый геологический отдел в краеведческом музее Дворца пионеров.

Все чаще, все настойчивее возвращались ребята к мысли о серьезном походе вместе с геологами. И прошлым летом их мечта сбылась. Уральское геологическое управление включило ребят в партию и дало задание найти гранулированные кварцы, которые употребляются при производстве особых сортов кварцевого стекла.

В отряд вошли самые опытные и выносливые из юных геологов. До похода они специально изучали материалы о кварце. Они узнали, что кварц — самый распространенный минерал земной коры, что встречается он в виде слегка просвечивающих кристалликов, что у кварца много богатых свояков — прозрачный, как родниковая вода, горный хрусталь, лиловый аметист, золотистый цитрин. Но сейчас нужно отыскать прозаический кварц, кварц-работягу, который после переплавки превратится в реторты, колбы, оптику.

А золото?.. Золото — спутник кварца. Честно говоря, будущим гео

логам очень хотелось найти и гранулированный кварц и золото.

И вот ребята едут вместе с геологами на станцию Полдневую. Встречающий нас товарищ говорит:

— Сейчас вызовем машину по радио.

Загорается глазок аппарата.

— «Кристалл», я «Рубин». Как слышите? Прием.

И через минуту снова:

— Прибыли геологи, ждем машину...

«Прибыли геологи...» Геологи! Начинается уже настоящий поиск...

С утра и до позднего вечера мы ведем полевые дневники, роем шурфы, описываем обнажения горных пластов, делаем съемку местности, работаем с горным компасом. А через несколько дней после приезда выходим в самостоятельный маршрут. Мы получаем азимут. По этому азимуту надо пройти пятьсот метров, затем свернуть вправо и на трехкилометровой прямой описать маршрут, собрать образцы, составить карту.

Нас окружает лес. Лучи солнца пробираются сквозь кроны сосен. Где-то деловито стучит дятел. Ноги тонут в густой росистой траве. Мы чувствуем себя робинзонами на необитаемом острове. Каждый шаг может открыть тайну.

Натыкаемся на старый шурф. Его стенки заросли пыльной травой. Кто рыл этот шурф? Что хотели здесь найти?

Ребята спускаются в шурф. Деловито осматривают они каждый камешек — случайная находка, может быть неприметная с виду, поможет разгадать загадку. Нет, это обыкновенный разведочный шурф.

6