Техника - молодёжи 1967-01, страница 13

Техника - молодёжи 1967-01, страница 13

РЕПОРТАЖ С ПЕРЕДНЕГО НРАЯ

— Другой нак хочет. А мы с мужем навсегда связали свою судьбу с Ангарой, — говорит Валентина Алексеевна, отодвигая полу палатки.

едва сдерживаемого напряжения. Ведь мощности любого из них хватило бы на добрый город!

Плотина Усть-Илимской ГЭС тоже упрется в каменную толщу. Вон туда, до самой вершины стометровой каменкой кручи, поднимется она. У подножья кручк самосвалы делают каменную отсыпку для ограждения котлована. К пятидесятилетию Советской власти строители обещали осушить котлован для закладки плотины. Попробуй совладай с этим сумасшедшим голубым потоком, что веками неистово гложет, но так и не может сглодать каменные утесы! Потому-то против воды здесь и воюют камнем.

Усть' Илим ка i ГЭС — третья станция на Ангаре. Там, выше, — Иркутская, затем Братская. Мощность Усть-Илимской почти сравняется с Братской — 4 млн. 250 тыс. квт. И если

— Высверливают полости для взрывчатки, — поясняет Валерий Нестеров. — Вечером заложим аммонал, а ночью — взрыв.

Со второго лосенка к каменному отсыпу тянутся стальные трубы. По ним земснаряды погонят песок: каменную гряду надо уплотнять — вокруг Ангара, а котлован должен быть сух.

— Нам повезло, — говорит Нестеров. — Действительно, нет лучшего места на Ангаре, чем это, для возведения плотины. Скальное основание. Высокие каменные берега, естественное сужение реки. А тут еще лосята: один сплошняком из диабаза, возле другого песок. Все, что требуется для начала.

— Ну, а потом? Ведь для стройки нужно много всего...

— Еще бы! Опять выруч |ет Ангара! — Валерий тычет ку-

Острова — их называют лосятами — стали фундаментом будущей стройии.

Фото автора

ЛОСЯТА АНГАРЫ

Братская уже вошла в строи, на Усть-Илиме начало. Но зато какое начало!

— Года два тому назад в деревушке Невон, что лежит сегодня в центре поселка, было человек 800. Из них всего 180 — рабочие стройки, — рассказывает инженер Таня Се-миусова. Ей тоже еще нет и тридцати.

— Ну, а сегодня?

— Сегодня одних рабочих почти 3 тысячи. А жителей перевалило за семь. Растем, как говорится, не по дням, а по часам. Со всех концов едут к нам. Ну, братские, конечно, в первую очер дь!

Таня — ветеран. Здесь она одна из первых. Помнит первые домики, пахнущие смолой, лесное зверье на улочках с еще торчащими пеньками срубленных берез. Но и сегодня золотая тайга вплотную окружает поселок. Вокруг зеленых лосят на Ангаре развернулись работы. Перебравшись на барже к каменной гряде, что протянулась от острова вдоль течения (это стенка будущего котлована!), мы карабкаемся на спину острова.

Экскаватор черпает своим ковшом с отполированными зубьями каменную дробленку. Это развороченное взрывами диабазовое тело лосенка. Камень идет на аозведение искусственной гряды котлована. На острове, оттиснув косматые заросли, шеренгой выстроились компрессоры. Змеящиеся шланги тянутся от них к бурильным станкам. Надпись: «Внимание, опасная зона!»

лаком в воздушное простр нство над рекою. У причальной стенки на противоположном берегу тоже кипит жизнь. Портальный кран на длинных, как у кузнечика, ногах разгружает баржи.

Бетонные блоки, кирпич, железо... Пераые ласточки развернувшегося строительства — визитные карточки огромных и щедрых тылов, встающих за спиною Усть-Илима.

У причальной линии столпились баржи, пароходики и буксиры. На воде стрекочет алюминиевая казанка с подвесным мотором. Она лихо утюжит подернутые белой пеной буруны. Это гидрологи замеряют скорость течения капризной Ангары.

Тут же, лишь чуть в стороне от причалов, аозле костра хлопочут молодые парни. Рядом прямо на земле разобранный двигатель самосвала.

— Вот ие повезло! — открыто улыбаясь, говорит один из парней. — Коленчатый вал полетел. Слава богу, другой под бросили...

— Как же вы так, на холоду перебираете?

— Это еще что! Тут хоть кран помог мотор вытащить. А то как к нему подступишься? Тяжелый, черт!

Да, здесь нелегко и машинам и людям. Вспоминаю, как мы пробивались по таежной дороге иа небольшом вездеходе. Я старый автомобилист, но никогда в жизни не сунулся бы на эти залитые водой, засыпанные ветками и тонкими стволами колеи. Почти шутя вел свой УАЗик по этому

9

«