Техника - молодёжи 1967-07, страница 16

Техника - молодёжи 1967-07, страница 16

М, НОВИКОВ, инженер-подполковник

«НУ ЧТО ЖЕ, ПРОВЕРИМ ВАШУ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ!..»

Начнем прямо с эксперимента? — предложил мне врач-психофизиолог и быстро написал: «А много меньше Б, но Б несколько больше В». — Определите: А больше или меньше В. Только не гадайте, пишите с полной ответственностью за решение!

Задача на первый взгляд показалась простенькой. Однако твердый и уверенный ответ пришел только через несколько десятков секунд.

— Понятно, что требуется? — интересуется врач. — С помощью таких задач проверяется быстрота соображения и способность сосредоточиться, вот бланк. Напишите фамилию, имя, отчество, поставьте дату, время u приступайте. Решите все за пять-шесть минут — поставлю «отлично».

Восемнадцать звдач. Знакомые А, Б и В, «много меньше», «несколько больше». Стараюсь максимально сосредоточиться. Наконец решена последняя вадача. Смотрю на часы. До отличной оценки далеко, так, не очень твердая четверка.

— Одно из главнейших требований, — продолжает Георгий Михайлович, — быстрота реакции. Тут уж время меряется не на секунды, а на десятые, даже не сотые доли секунды. Пойдемте в соседнюю комнату.

...Прибор выглядит Просто: небольшая металлическая коробка чуть больше папиросной. Две кнопки, как у звонка. Две лампочки. Загорится красная — нужно нажать левую кнопку, белая — правую. Понятно? Начали!

Стараюсь вовсю. Сам чувствую, иногда нажимаю не те кнопки! Лампочки застают врасплох. Вспышки происходят в неизвестной, заданной программой последовательности...

— Одна ошибке на красную, пять на белую! — взглянув на табло, констатирует один из помощников Георгия Михайловича, Заметив мой вопросительный взгляд, безжалостно добавляет: — Двойка. Ну, с небольшим плюсом.

Робко интересуюсь: «А как насчет переэкзаменовки?»

— Ошибок нет. Время на одно гашение 0,33 секунды, это уже вполне удовлетворительно. Транироака пошла на пользу!

«СТРАШНОЕ» ВРАЩАЮЩЕЕСЯ КРЕСЛО

"IP специалистам, занимающимся исследованиями веетибу-" лярного аппарата, не скрою, я шел с некоторой опаской. Еще в детстве наслушался рассказов о вращающихся креслах. Выдержу ли такое испытание? По прямой не пройду, так хоть на ногах устоять бы1

Оказалось, кресло металлическое, выкрашено в белый цвет. В общем ничего особенного, только разве что яано напоминает зубоврачебное.

— Для работы в космосе нужен человек, которого вовсе не укачивает, — говорят мне здесь. — Нет пока такой тренировки, чтоб избавила от «морской болезни». Поступающий в латное училище должен выдержать в кресле две минуты. Для космонавтов норма повышенная.

— Ну, в если кто-нибудь мв признается, что чувствует себя плохо?

— Кресло не обмануть! Впрочем, Может© убедиться, е«ли, конечно, хотите... Кстати, вас укачивает?

— Да вроде бы нет...

— Ну, сейчас узнаем, — в глазах собеседника мелькают веселые искорки. — Садитесь.

"—Скорость — шестьдесят оборотов в минуту. Закройте глаза. Равномерно наклоняйте голову вправо и влево. Гетавы?

Ровно загудел мотор. Поехали! Сквозь легкий шум слышу голос доктора:

— Через некоторое время начнет укачивать. Почувствуете теплоту в теле — скажите.

Действительно, появляется ощущение, будто сидишь на качелях. Амплитуда скачков все увеличивается. Наконец устанавливается на определенном уровне.

— Три минуты! Как самочувствие?

— Все нормально!

Время на кресле совершенно неожиданно летит быстро. Позади «космическая» норма.

— Как самочувствие? Теплоты, тошноты нет!

— Останавливаю кресло!

Открываю глаза й встаю с опаской; вдруг все закружится и перевернется «с ног на голову»? Нет, все в порядке. Прошел по прямой. По команде, поставив ступни на одной линии, вытянул руки с растопыренными пальцами...

— Вполне устойчивый вестибулярный аппарат, — удовлетворенно заметил врач.

Затем он предложил мне лечь на устройство, которое я принял было за обычную кушетку, только почему-то установленную на толстой металлической тумбе.

— Закройте глаза и постарайтесь определить, в каком направлении будете двигаться: к голове или к ногам?

Подо мной затрещал мотор. Кушетка задрожала. Но направления движения определить не могу — не ощущаю движения. Щелчок переключателя.

— Ну как?

В ответ со стыдом выдавливаю: «Ничего не чувствую!»

Только после нескольких переключений, когда скорость движения увеличилась, я с радостью отметил:

— Еду к голове!

— Это хорошо, что ие смогли сразу определить направление ускорения. Не страшна вам «морская болезнь».

КОГДА ТЕЛО ТЯЖЕЛЕЕ СВИНЦА...

/Л непреодолимой силе, вдавливающей в кресло, о тяжести, наполнившей все тело и не дающей пошевелить ни рукой, ни ногой, вспоминал после полета Юрий Гагарин. Выдержать перегрузку помогли ему тренировки на центрифуга, на которой «приходилось переносить и не такое».

...Большой круглый зал без окон. В середине — длинная металлическая ферма. На одном ее конце укреплена небольшая серебристая кабина, похожая на авиационную 6см-

12