Техника - молодёжи 1967-07, страница 19иет. Есть лишь волны в разных сочетаниях.,. Что мы такое? Кто мы такие! Что такое вселенная?.. В общем тек. Мы и раньше знали, что верхний слой воды, рот этой ослепительной, мертвой радиоактивной воды, кончается на глубине ста двадцати метров с небольшим. Но когда опустились на два-три километра, удивились. Вода прозрачная, как в горных ручьях, все кругом четко видно, а радиоактивность ->» ноль. — По приборам? — быстро спросил Чен. — Приборы работали как часы, приятель, ™ усмехнулся Леджитт, — Они и сейчас работают... Короче, появилась живность.- Какие-то быстрые твари, Движутся скачками. Очень скоро исчезли.» Мы опустились. Дно похоже на гигантскую губку. Оно все изрыто пещерами. — И вы спустились в пещеру? — Конечно, И тут, И срезу же появились пузыри. Круглые, прозрачные, как мыльные пузыри. Сначала я подумал, что это вызвано движением воды.,. Но пузыри ие поднимались, как им полагалось по всем законам природы, а погружались вместе со Ска-фом. Они кружились вокруг него, иногда обгоняли. Маленькие, веселые, разноцветно переливающиеся пузыри-ки.„ Мы смеялись, глядя на них. Но их становилось больше, больше, и мы не заметили, как они превратились в пеиу, а мы погружаемся в эту пену, вязкую, засасывающую. Мы уже не могли всплыть, Потом не стало пены, и мы провалились. Не очень глубоко, но... Там не было воды! —• А что? — Воздух, Правда не для нашего брата. Гелий, хлор, йод. Температура — около трехсот по Кельвину, Давление —• пять атмосфер. Темно. Мы включили свет и увидели, что находимся в месте разветвления шести коридоров или пещер, если вам угодно. Стены как бы поросшие мхом, Или мехом. Мягкие, серью... Мы поняли, что нам крышка! Мы упали, метров с тридцати, не больше. Но по воздуху Скаф летать не умеет». Мы решили выйти в тяжелых скафандрах, хотя там тоже нулевая радиация, Зато всегда можно было включить жесткое излуМение и отпугнуть любую тварь. Как капитан, я не имел пр ва выйти 1 первый раз, Вышел Ар-но. Он и обратил внимание на странную поверхность стен. Он заявил, что никакой опасиости нет. Тогда я разрешил выйти Кнюту и Наде, И в этот момент снова появились пуэырн, Маленькие, большие, прозрачные, мутные. Они плавали, как во сне. Я попросил поймать хотя бы одного... Но они очень быстро мелькали. Их стало опять больше, больше... Я приказал ребятам вернуться, но связь прервалась. Слышен был только звои, как тысячи колоколов, звонящих одновременно, И снова мы сказались как будто в пене. Я ничего не видел, кроме этой пены, и не слышал ничего, кроме звоне. Черт внает, что это был за ввон! Мелодичный, протяжный, без всякого намека на мелодию или смысл... и вместе с тем... Я не знаю, как это объяснить!.. У меня вдруг возникло чувство, что я сейчас что-то пойму... Но я ничего не понял. Меня вдруг охватил страх. Даже не страх — ужас!., Кажет ся, я кричал... И тогда я, опомнясь, включил жесткое излучение. Их сдуло, как ветром сдувает пену. Но ребят не было. Где они, что с ними — я не знаю. Я облазил все вокруг, насколько позволяли границы действия излучателя, — никаких следов. Я обнаружил, что стены пещер — мягкие и упругие, но однородные... В сумке есть образцы, — А вы не пытались установить контакт? — тихо спросил Чен. —■ Может быть, это разумный мир? — Мало сказать пытался! — воскликнул Леджитт. — Чего я только не делал! О некоторых своих попытках я ие расскажу даже на смертном одре! До таких глупостей я доходил! Я писал письма ребятам. Относил их запечатанными в бутылки на границу излучения и уходил. Потом выключил излучатель, Письма исчезали, ответа не было... А я писал и ждал, ждал, ждал! Чего только не приходило в голову! — Но как же вы сумели?.. — Как я выбрался? Я собрал переносный генератор и излучатель. Кроме того, мне пришлось пробить ход наверх в этой рыхлой и вяэквй переде, Я полз, как червяк, в грязи и тянул за собой генератор. А внизу ход заплывал. Его затягивало», И я прлэ а этой мягкой обволакивающей тьме, разгребая породу, не зная, куда я лезу — вверх или вниз... Где я был? В каком странном мире? Что это было? Дорогу по дну я запомнил прекрасно... Там очень характерный рельеф... И ваш пеленг... — это счастье, что вы не прекратили его посылать! Чен сказал строго: —- Мы и теперь не прекратим его посылать. — Да... Правильно. Ничего не известно!.. У каждой планеты свои .странности, — Да. Свои странности, — как эхо повторил Чен И спросил: — Можно я отключу камин? Нам ведь надо накопить энергию для экстренной передачи на Землю... УДИВЛЯТЬСЯ например получение азотной кислоты, требуют особенно высокой температуры. Плазмеи вя горелиа, в которой используется смесь аргона и нислорода, позволяет получать пламя с температурой от 5000 до 20 000°. Положительный полюс источника постоянного тока подключают к электроду в форме стержня, отрицательный — и расположенному напротив охлаждаемому электроду с отверстием, Повышение температуры происходит за счет сжатия плазменной струи у отверстия отрицательного элвитрода. 3. РИСУЕТ ПУСТОТ* На первый взгляд кажется, что на снимке изображение какой-то экзотической! бабочки. Но фотография демонстрировалась на вечере «Достижения собетскай электронной микроскопии» (из цннла; «Советской науке S0 лет», который проводит Московский дом ученых). Оказывается, так выглядит под микроскопом нрошеч-ная, размером не более полмнкрона, пустая полость внутри пленки на металла германия. Такие снимки позво ляют изучать причины возникновения микродефектов е структуре кристаллических материалов. 4. В ОБЪЕКТИВЕ-ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ Сиимои района Красного моря и Аравнйсиого полуострова сделан со спутника «Джемннай» на высоте 800 км. По некоторым искежениям береговых контуров на таких снимках можно судить о степени нерегулярности орбиты, связанной с неоднородным распределением массы Земли, Рядом три снимка, сделанных уже с высоты 36 тыо. км в течение одного дня. На втих фотографиях запечатлены освещенные солнцем облака над центральной частью Тихого окевка. 0. СФЕРИЧЕСКИМ ОКОМ АППАРАТА В нашем разделе «Время искать и удивляться» под таким заголовком была помещена информация о фотообъективе со сферическим обзором (№ 5 за 1966 г., стр. 1В), Такив же приборы появились во Франции. Архитектор Ф. Жольм решил построить в Пернже експернментальное «Ателье сферического фильма». Для съемки и проецирования служит однн к тот же объектив, который дополнительно снабжен двумя линзами — рассеивающей И собирательной. Прн съемке окружающей оператора обстановки мера направлен: прямо в небо. в. ТРЕХЦВЕТНЫЙ БУТЕРБРОД Чтобы улучшить четкость и рельефность рентгеновских снимков, французский исследователь Ннтрос-сер предложил использовать цвет. Показанная на снимке голова личинки комара подверглась троекратному воздействию рентгеновых лучей различной длины волны (для зтого к ап-парвту последовательно подключали напряжения 2, i н 6 тыс. в). В результате получались три черно-белых негатива с изображением внешних, средних и глубоких слоев объекта. С каждого из негативов через цветные светофильтры делают отпечатки: желтый — позитивный, красный — позитивный и синий — негативный. Накладывая их друг иа друга, нв обычней обретимой пленке получают окончательный цветной отпечаток. Окраска, понятно, не соответствует естественней, но зато ока позволяет четно выделить различные слей изучаемого объекта. 15
|