Техника - молодёжи 1967-07, страница 20j Белые клочья облаков летят с Балтики над побережьем. И когда в <просаеты прорываются косые солнечные лучи, они играют на белых барашках волн и ослепительным светом заливают шумную прибрежную полосу. Росток, Варнемюнде — какие известные названия! На осеннем пронзительном ветру, в лучах солнечного света предстали передо мною знаменитые верфи Германской Демократической Республики в Варнове. Представьте две огромные П-образные мачты. На стальных растяжках. Они врезаются в небесный свод. Между ними натянуты стальные тросы — они простираются на 300 метров, образуя упругую, как тетива лука, решетку. Это знаменитые стапели Ростока и кабель-кран, который обслуживает их. Три стальные глыбы кораблей одновременно' монтируются на стапелях. По стальной тетиве на роликах передвигается целый блок, а то и готовый нос парохода. По незримым сигналам крановщика эти махины подплывают к монтируемой сигаре судна. Пламя электросварки приваривает их. Три скромных электросварщика скрепляют обшивку парохода. Все механизировано, все идет как по нотам. И все грандиозно. Больше чем на километр растянулись верфи Варнова. Здесь рождаются новые корабли. Я не раз видел во многих портах мира суда с маркой ГДР. Теперь ветер странствий забросил меня, наконец, туда, где создаются эти корабли. Строительство крупнейшей в ГДР судостроительной верфи началось в 1946 году. Сейчас она работает на полную мощность. Когда-то иа постройку одного корабля тратили 2 года. Сейчас судно строят меньше чем за 5 месяцев. Когда-то страна только училась строить, сегодня суда производятся почти на конвейере — 12 океанских кораблей в год. Есть удивительная равномерность в работе кораблестроительного гиганта. Из шести с половиной тысяч человек каждый не только знает свое место, не только подчиняется незримому дирижеру — каждый выполняет работу, которую он должен делать. Эти люди стоят у колыбели рождающихся пароходов. вместе с членом районного комитета Союза свободной немецкой молодежи Эгбертом Лейманом и инженером Гансом Яльмом мы идем по верфи. Смешные совпадения) Рядом со строящимися гигантами по балтийской воде залива лени-во плавают обыкновенные лебеди. Право, такое не придумаешь. Пройдет еще несколько дней, и в блеклую осеннюю воду Балтики, дымясь, соскользнет еще один корабль. Згберт молод, но он отлично знает жизнь судостроительного завода. С улыбкой перемигивается он с ребятами, которые помоложе, с девчонками, которые покрасивей. Запачкавшись до локтей, они покрывают краской огромные корабельные цели, чтобы не заржавели. — Как дела, девочки? — окликает работниц Эгберт. — А ты подходи поближе, покрасим. В какой цвет: в красный или в зеленый? — Крась его в зеленый! У него еще борода ие растет. — А вы что, по последней моде бородатых ищете? Девушки смеются. Ганс, убеленный сединой, больше общается с пожилыми людьми. Широкоскулые, широкоплечие, с тяжелыми, мозолистыми руками, судостроители немногословны, но уж если скажут — то метко. Это подлинный рабочий класс республики! — Бы откуда с фотоаппаратами? Лх, из России! Я был там — в Новосибирске прокрутил четыре года. — Что делали? — Да то же — работал сварщиком на заводе. Собственно, у вас я и прошел школу сварки. Сюда из плена пришел с квалификацией. Будете ш Новосибирске — передайте привет. Гитлер обещал показать его. Вот я и посмотрел этот город, только, как говорится, с другой стороны. Сложная, но падная, торжествующая в своем совершенстве, лежит перед нами верфь республики.. Территория ее так велика, что люди предпочитают ие ходить пешком, а ездить На велосипеде. Потому-то в пересменок в ворота предприятия въезжает целый твбунок велосипедистов. Верфь лирична своими магазинами, что приютились среди металлических глыб; столовыми, в которых забываешь, что находишься на промышленном предприятии; цветниками, что заботливо разбросаны между техническими сооружениями. — Мы получаем стальное литье ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ДРУЗЕЙ для кораблей в основном из Советского Союза, — рассказывает Ганс Яльм, когда мы останавливаемся около титанических ножниц, которые режут металл, как бумагу. Рядом вспыхивают звезды электросварки. Знойным, синим дыханием раскраивают металл горелки кислородных резаков. Здесь создается парадный костюм будущего судна. Лист к листу, выкройка к выкройке, один за другим — и все это на прошивающую сварочную машину. Ползет Голубой огонек, чуть слышно шумит автоматическая горелка, и рабочие в темных очках пристально всматриваются в полоску узкого шва. Его нужно проверить на прочность. Так из стальной аыкройки медленно вырастают сложные конструкции — детали будущего корабля. Крепкие, гладкие, грохочущие, как литавры, палубные надстройки. Все транспортируется на самоходных тележках, захватывается кранами и легко укладывается на основную платформу стапелей. Если хочешь убедить кого-нибудь в беспредельности человеческих возможностей, не ищи лучшего места — приходи сюда, на верфи! Все так величественно, так могуче. Крохотные фигурки людей, склонившиеся над огромными металлическими плоскостями, анещне кажутся беспомощными и ненужными. Но ведь именно эти люди придумали все — с начала до конца. Они перебросили сюда металл и сварили его в сложные конструкции. Немцы — великие мастера. Я убедился в этом именно здесь, в Ростоке. Но какие трудности пришлось преодолеть тем, кто, казалось бы, совсем недавно почти на ровном месте возвел все эти сооружения! Республике нужны были верфи, порт — ворота, открытые в моря и океаны. И она распахнула нх напряженным усилием всах своих сил. Да разве могло быть иначе? — Пройдет несколько лет, •— рассказывает Ганс, — мы увеличим тоннаж кораблей с 12 тысяч до 18—20. Да и выпускать их будем не меньше 15 в год. Заказов хоть отбавляй. Инженер прав; знаменитые «Александр Нахимов» и «Юрий Долгорукий», «Иван Франко» и «Александр Пушкин» — асе это детища Балтики — уютные, удобные, ходкие корабли. К вечеру мы закончили осмотр верфи н поехали в порт. Внимание, словно магнит, притягивает судно с простым названием «Верея». Советский флаг на корме. Откуда оно? Не задумываясь, поднимаемся по шаткому трапу, висящему Вас. ЗАХАРЧЕНКО, наш специальный корреспондент • 16 4
|