Техника - молодёжи 1967-09, страница 32

Техника - молодёжи 1967-09, страница 32

ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОГО ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ

СЕНТЯБРЬ

23 СЕНТЯБРЯ 1921 ГОДА — под Петроградом состоялось испытание первого советсного электроплуга системы инженеров Кочунова и Кармазина. «Правда» писала: «Вчерашняя демонстрация... воочию убедила многочисленных зрителей... в огромном практическом значении для сельского хозяйства этого нового завоевания нашей технини».

СЕНТЯБРЬ 1925 'ОДА — появилось постановление СНК о создании Комитета стандартизации под руководством Куйбышева. Первый обществен-ный стандарт ОСТ-1 по номенклатуре и селекционным сортам пшеницы был утвержден в мае 1926 года.

15 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА — закончено строительство Фергансного канала. За 45 дней самоотверженного труда узбенсние нолхозники прорыли нанал длиной в 270 нм. Всего же в 1939 году было построено 52 ирригационных сооружения, что дало возможность оросить 100 тыс. га новых земель.

СЕНТЯБРЬ 1941 ГОДА — пущен первый корпус (электролиза) Уральского алюминиевого завода в Свердловске. Сроки строительства были небывалыми — норпуса вступали в строй через 40—80 дней. В течение всей войны завод держал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, и это знамя оставлено ему на вечное хранение.

12 СЕНТЯБРЯ 1959 ГОДА — в СССР запущена космическая ракета, впервые в истории человечества совершившая полет с Земли на Луну. 14 сентября ракета достигла Луйы и доставила на ее поверхность Герб Советского Союза.

10 СЕНТЯБРЯ 1961 ГОДА — вступила в строй Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. Мощность ее — 2563 тыс. квт.

1 СЕНТЯБРЯ 1963 ГОДА - сотруд-нин Крымской астрофизической обсерватории В. Прокофьев обнаружил в атмосфере Венеры нислород.

5 СЕНТЯБРЯ 1963 ГОДА — в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности имени Губнина впервые синтезированы высокомолекулярные соединения с сопряженной связью углерод -- азот.

Ф

30 СЕНТЯБРЯ 1964 ГОДА — пущен первый блок Ново-Воронежской атомной электростанции. Мощность блока 210 тыс. квт.

стеклопластиков. Достижения шестовиков сразу подпрыгнули на 30—50 см, а кривая роста мировых достижений вздыбилась словно кобра, нацелившись на уже совершенно фантастические рекорды.

НАПЕРЕКОР ПРИРОДЕ

Т> первую половину нашего столетия рост рекордов скороходов-конькобежцев был постепенным и довольно спокойным, как в легкоатлетическом беге. И вдруг кривая круто пошла вверх. С чего бы это? Коньки изменились? Или лед стал другим?

Известно, что пыль, копоть и химические отходы, выбрасываемые из труб предприятий в воздух, оседают на лед катков и снижают его качество. Еще больший вред причиняет оттепель — частая гостья на равнинах Европы. Но и сильное понижение температуры, например на 10° ниже оптимальной (—4,6° С), уменьшает скорость в беге на 500 м на 1,5 сек.

Совсем иное дело в горах. Зимой здесь, как правило, мягкая безветренная, ясная погода. Под лучами солнца каток чуть-чуть подтаивает, образуется тонкая водяная пленка, но лед тем не менее остается твердым. Зеркальная поверхность становится «маслянистой» — с наименьшим коэффициентом трения. Лед здесь из кристально-чистой горной воды и на нем — ни пыли, ни копоти. Плюс чудодейственный горный воздух — с меньшей влажностью, пониженное барометрическое давление. Не случайно на высокогорных катках спортсмены проходят 500 м дистанции в среднем на секунду, 1500 м на 3 секунды, а 5000 и 10 000 —на 10 и 20 секунд быстрее, чем на равнинных катках.

Казалось бы, чего проще — проводить состязания на высокогорных катках, и делу конец. Но беда в том, что из-за отдаленности туда не могут приехать тысячи любителей спорта. Если же и приедут, то где им расположиться на ночлег? А без зрителей просто невозможно проведение чемпионатов. Ведь любое состязание — это зрелище, ставшее неотъемлемым атрибутом современного общества. Кроме того, рекордные забеги вообще немыслимы без массовой аудитории, которая создает необходимую атмосферу для острой спортивной борьбы за первенство, за рекорды.

Не следует забывать и об экономике. Содержание катков и проведение чемпионатов связано с большими расходами, которые покрываются за счет кассовых сборов на стадионах.

«Неразрешимую» проблему разрешил искусственный лед. Он позволил тренироваться и проводить состязания даже при 15—20° тепла, причем холодильная аппаратура дает возможность регулировать температуру самого льда, доводя ее до оптимальной. Но главное — продолжительность спортивного сезона можно увеличить вдвое.

Помнится, в декабре 1965 года сильная оттепель «уничтожила» все катки в европейской части СССР, и наши скороходы начали метаться по стране в поисках льда. Приехали на Урал, а там — трескучие морозы, да еще с ветрами) И в то же время их соперники скандинавы и голландцы преспокойно катались на своих искусственных катках.

За рубежом уже есть 22 таких катка, причем 14 сооружены за последнее пятилетие. А в маленькой Голландии, помимо трех действующих, строятся еще 11 беговых дорожек с искусственным льдом. (В СССР до сего времени их вообще не было.) Именно этим и обусловлен невиданный прежде триумф скороходов из страны тюльпанов, отнявших у наших парней мировое первенство и рекорды.

Искусственные катки в горных долинах создают абсолютно идеальные условия, как, например, на катке Ин-цель (ФРГ), расположенном на 780 м выше уровня моря. Не случайно именно там под занавес минувшего сезона были побиты пять из шести мужских рекордов мира.

Как ни хороши искусственные катки, но они не защищены от непогоды. Например, женский чемпионат мира 1967 года в Девентере (Голландия) заканчивался под проливным дождем. А в других местах «подножку» скороходам может сделать мороз или ветер. Поэтому в недалеком будущем начнется строительство закрытых зимних стадионов с подачей кондиционированного воздуха.

Но и сами коньки продолжают совершенствоваться. Есть, например, такая идея: подогревать нож конька во время бега. Для этого в трубку конька нужно заложить медленно тлеющее реактивное вещество, выделяющее тепло. Скольжение тогда станет значительно лучшим, даже на жестком льду в морозную погоду. Идея реальная, но будет ли такое усовершенствование допущено Международным союзом конькобежцев?

ЧЕМ ВЫШЕ —ТЕМ ДАЛЬШЕ

ТГрисев, лыжник мчится с горы. Вни--"-зу, где крутизна переходит в почти горизонтальную площадку с отвесным уступом — прыжковый «стол», — спортсмен быстро распрямляется и, энергично взмахнув руками, отталкивается, взлетая вверх. Затем он как бы парит в воздухе и опускается на гору приземления.

От чего же зависит длина прыжка, а точнее — полета? Главным образом от скорости разгона, высоты трамплина и его крутизны. На современных рекордных трамплинах разница высот стартовой и финишной площадок достигает 180 м, а угол наклона горы — 40°.

Хронику рекордов открыл в 1866 году норвежец И. Нордхайм. С маленького трамплина «Телемарк» он пролетел 19 м. 1900 год был отмечен 35-метровым прыжком, а затем соответственно строительству более мощных сооружений начался и бурный рост достижений: за 100 лет — на 800%! В остальных видах спорта эта цифра в 10—20 раз меньше.

Минувшей весной австриец Рейнхольд Бахлер на трамплине в Викерсунде (Норвегия) совершил самый длинный прыжок в мире — на 154 м1 Почти в то же время тбилисец Коба Цакадзе на трамплине в Оберсдорфе (ФРГ) достиг 142 м.

Теперь цифра 200 отнюдь не иллюзорное представление о будущем, если, конечно, появятся более мощные трамплины. Однако тут возникает одно препятствие: на больших скоростях возможности человека ограничены.

28