Техника - молодёжи 1967-09, страница 38колаев ставит под сомнение 3-й закон Ньютона — «действие равно противодействию». Автор считает, что во время движения противодействие может как бы запаздывать, нарушая равновесие. Возможно ли это? С точки зрения классической механики — нет. А на самом деле? На это может ответить только опыт. Все конструкторы «машин Дина» должны четко себе представить, что никакие вычисления и доказательства тут не помогут. Механика непротиворечива. Единственный путь чего-либо добиться в этой области — опыт. Причем совсем не надо, чтобы машина парила в воздухе. Достаточно доказать, например, что она дает «тягу» в 0,001 г. Даже такой результат будет переворотом в механике. Но трудно представить себе стенд, на котором можно было бы проверить инерционный движитель. Задача эта очень сложна и потребует от экспериментатора большой изобретательности. Правда, лично я думаю, что никакого открытия тут сделать нельзя и что природа честно подчиняется механике, вернее, наша механика правильно описывает природу. В заключение от имени совета лаборатории «Инверсор» я хочу поблагодарить товарищей, которые решили поделиться своими техническими идеями с нами н с миллионами читателей журнала. P. S. Лаборатория «Инверсор» продолжает работу. Ждем ваших писем. Равиль ФАЙЗУЛЛИН ГИМН ТВОРЦАМ Добывающим мрамор из недр земли, Напоившим пустыни светоносною влагой, Наклоняющим лбы Над чистой, как совесть, бумагой, Возводящим дома, Ниточки проводов Протянувшим по телу планеты, как нервы, Создающим озера зеленых хлебов, Подпирающим небо — Рудокопам, феллахам, трудягам, Есть ли памятники работягам? Не властители, не короли — Ваши памятники — корабли, Терриконы, глыбы труда, Ваши памятники — города! Кружева железных дорог, Каждый жернов, лемех, станок, Крик заводов и взмах руки — Ваши вечные памятники! Над бомбами, над пушками, над касками, Над расами, над рясами, над кастами, Над гнетом, над нуждой, над нищетой, Молчаньем тронов, сейфов немотой, — Бессмертна ваша песня на губах Планеты и проста, как вдох и выдох. Она травой росла на пирамидах, Воздвигнутых на камнях и слезах, Звенела, рассветала, расцветала, Но даже самый тоненький росток Той песни не убить, — Она взлетала Из-под тяжелых кованых сапог, Смеясь над смертью, пытками и муками. Перевел с татарского Виктор КОЗЬМИК ^iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiuiiiiiiiiiiiHiijiuiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiHiuiiiiuiiiiiiiiiiiitinHiiiiii^ ^ СУДЬБА РЕЛИКВИЙ отрудники музея К. Э. Циолковского в Калуге рас-сказывают, что академик М. В. Келдыш во время осмотра приборов Константина Эдуардовича заметил: «Они могут принадлежать каждому школьнику; поразительно, как при такой простоте оборудования Циолковский получал изумительные научные результаты». Редкостный дар экспериментатора! До преклонных лет не расставался Циолковский с мастерской и лабораторией, которые он устроил в своем доме. Многие из приборов ученый сделал сам. Гофрировальный станок для обработки листов обшивки дирижаблей, весы, воздушный насос, выточенные на домашнем токарном станке деревянные формы, по которым из папье-маше делались различные фигуры для испытания в аэродинамической трубе, — вот далеко не полный перечень сделанного руками отца космонавтики. Среди экспонатов музея есть и приборы фабричного производства. Некоторые из них вызвали спор среди исследователей научного творчества Циолковского. Например, аккуратный новенький прибор для демонстрации расширения металлов при нагревании — законно ли его место в экспозиции, быть может, он изготовлен после 1936 года, когда ученого уже не было в живых? Единственным ключом к загадке была надпись на приборе: «Артель «Ударник», город Нежин». Не знают ли старожилы Нежина, когда работала эта артель и какие изделия выпускала? С таким вопросом в № 4 журнала и обратился к читателям научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР А. Майстров. Очень скоро откликнулось сразу трое бывших работников артели: А. Иващенко, Л. Гензель и М. Лукьян- ЧИТАТЕЛИ ОТКЛИКАЮТСЯ НА ПРИЗЫВ КЛУБА „ПОИСК" ченко. Они сообщили, что физические приборы и наглядные пособия с клеймом нежинской артели «Ударник» выпускались с 1928 по 1936 год; затем предприятие расширилось и стало заводом учебных пособий № 3 Нар-компроса УССР. Ответ устранил сомнения историков науки, еще раз подтвердил, что Циолковский и на склоне лет активно экспериментировал, не оставлял своих забот о преподавании в школе. И еще одно сообщение. В 1890 году Константин Эдуардович направил в Парижскую академию наук сделанную им модель дирижабля. Предпринятые недавно поиски к успеху не привели. Тогда художник Ф. Гринберг реконструировал модель по фотографии и описанию в статье Циолковского «Возможен ли металлический аэростат?» (1893 г.). Эта работа — ее вы видите на снимке — будет помещена в экспозицию нового музея К. Э. Циолковского в Калуге. В творческий клуб «Поиск» при редакции «Техники — молодежи» поступают иовые сообщения о находках и реставрациях научно-технических реликвий. О них мы расскажем в следующих номерах журнала. 'ШПШШШНШШШШШШШПШПШППШШШП tlllr=
|