Техника - молодёжи 1968-03, страница 37

Техника - молодёжи 1968-03, страница 37

Некоторым удавалось наблюдать и другой трюк миь-сины. Схваченная пальцами поперек тела, она невозмутимо завязывает на своем хвосте узел. Узел придвигается к пальцам и упирается в них. Теперь у миксины есть

НАСМЕШКА ИЛИ

ЧУДО ПРИРОДЫ

точка опоры, и тело ее начинает протягиваться через упирающийся в пальцы узел и через сами пальцы. Несколько секунд — и миксина свободна. Что вы на это скажете?

ФОТОЭЛЕМЕНТ НА ХВОСТЕ

Громадная жизнеспособность, низкий уровень потребления, способность аккумулировать жиры (вспомните жирных миног!) позволяют миксине долго обходиться без пищи. В одной из лабораторий миксина жила без питания семь месяцев. Правда, она ведет малоподвижный образ жизни и подолгу остается на одном месте, зарывшись в ил или песок и выставив наружу свой нос.

Но приходит время, когда голод берет свое, и миксины отправляются на охоту. Как правило, они нападают на ослабленную или умирающую крупную рыбу и часто наносят большой ущерб рыбакам, пожирая застрявшую в сетях или пойманную на крючок рыбу. Миксины, обитающие в Японском море, по-видимому, единственные, которые нападают на живую подвижную рыбу.

Но прежде чем напасть на добычу, надо ее найти. А сделать это не легко: миксина слепа. Глаза ее недоразвиты и лежат глубоко под кожей. К ним подходят лишь рудиментарные зрительные нервы. Даже свет прожектора не окажет никакого действия на такие глаза.

Но у миксины на слизистой коже есть светочувствительные зоны. Одна из них находится на голове, другая вблизи хвоста. Конечно, миксина не различает предмета, но реагирует на присутствие света. Прикосновение к чувствительным зонам воспринимается миксиной как ослепление ярким светом. Поэтому миксина всегда стре

мится уйти в темноту. Как правило, она живет на глубине больше 50 м. Иногда ее обнаруживали и в 1300 п даже в 1800 м от поверхности моря.

В охоте миксине помогают три пары усиков, обрамляющих её рот, и тонкое для ее гигантской ноздри обоняние.

Медленно плывет миксина во тьме глубин, поворачивая голову в разные стороны, широко открыв ноздрю в поисках запахов. Учуяв добычу, она становится удивительно проворной и безошибочно устремляется в атаку. Всеми своими повадками она напоминает ракету с головкой самонаведения. Теперь, когда добыча обнаружена, главное — прикрепиться к ней.

НЕОТРАЗИМАЯ АТАКА МИКСИНЫ

■Лацелившись в живот жертвы, миксина немедленно " впивается ей в кожу. Тут же оца пускает в ход свой язык, усаженный зубами. Сильные мышцы заставляют его двигаться взад и вперед, наподобие поршня. Острыми отогнутыми назад зубами, расположенными на языке, миксина быстро прогрызает кожу жертвы. На нёбе во рту рыбы есть большой нёбный зуб. Тепер,ь понятно, зачем нужен миксине нос. Присосавшись ртом к жертве, она может дышать лишь носом.

Как только дыра становится достаточно широкой, миксина просовывает туда голову и, все время работая зубами, углубляется в тело жертвы. Даже защищенные твердым пластинчатым панцирем осетры не могут считать себя в безопасности от миксин. Их находили в телах акул. Если миксине не удается проникнуть в тело жертвы через прогрызенное ею отверстие, она проникает через жаберные щели. Если добыча слишком живуча, миксина на время прекращает работу зубами и начинает выделять слизь, которая в конце концов удушает жертву.

Миксина поедает внутренности, начиная с печени. Обычно одна жертва пожирается многими миксинами. В теле одной крупной трески нашли однажды более сотни миксин. Теперь понятно, почему Линней счел их за паразитов.

Проходит немного времени, и от жертвы остаются лишь кожа да кости. Наевшись, миксина снова становится апатичной и ленивой. Закопавшись в ил и выставив лишь голову, она переваривает добычу.

Желудка у миксины нет, есть только длинная, прямая, постоянной толщины кишка, тянущаяся почти через все тело. Внутренних органов у миксины немного. Кроме печени — поджелудочная железа, две половины которой строго специализированы. Одна вырабатывает пищеварительные соки, другая — инсулин. Почка у миксины рудиментарна и не в состоянии контролировать концентрацию соли в крови. Миксина единственное морское позвоночное с такой же концентрацией соли в крови, как и во внешней среде. Поэтому она может жить лишь в морях с определенной соленостью воды. Соленость же диктует место и глубину ее обитания.

И хотя жизнь миксины так сильно зависит от внешних условий, она исключительно живуча. Мы уже знаем, сколь долго она обходится без пищи. Ее организм производит крайне мало фагоцитов и защитных факторов, но это не мешает ей иметь невероятный иммунитет к внешней инфекции. Раны на теле миксины неделями остаются чистыми, без признаков нагноения. Что же предохраняет ее кожу? Может быть, слизь? Это еще не выяснено.

Даже если отрубить голову миксине и выпустить ее на свободу, она будет некоторое время резво плавать, как будто голова была ей не очень-то нужна. Такова живучесть миксины.

★ * *

Среди| остроумнейших механизмов живой природы миксина занимает особое место, ибо в ней воплощен необычный принцип, позволяющий достигнуть высокой надежности и живучести. Условия, гибельные для высокоорганизованной живой структуры с узкоспециализированными органами, легко переносятся миксиной. В ней удивительное сочетание централизированных и децентрализирован-ных систем и органов порождает необыкновенную живучесть. Этот принцип — еще одно из возможных направлений для инженеров, ищущих методы повышения надежности и живучести технических систем и сооружений.

33