Техника - молодёжи 1970-02, страница 19сти! В своем богоборчестве Гёте открывал целый мир, перед откровением которого, говоря словами Тургенева, невольный холод восторга и страстного благоговения npo6eraei по всем жилам. Трудно сказать, испытал ли именно такие чувства студент-дипломник Виктор Чуев, когда знакомился с «Очерком учения о цвете». Но несомненно, научный труд поэта сообщил ему сильный творческий импульс. Виктор не только в срок защищает диплом. Одновременно он получает свидетельство на изобретение. Его электронная аппаратура, дающая цвета на обычном телевизионном экране, признана оригинальной. Молодой исследователь — ныне он доцент Сызран-ского филиала Куйбышевского политехнического института — остался верен своей теме. В прошлом году он защитил кандидатскую диссертацию «Проблемы получения цветного эффекта на черно-белом кинескопе». А число этих проблем все растет так же, как и число практических применений необычного явления. О них В. Чуев рассказывает в своей статье. Прочтите ее, и вы прикоснетесь к настоящему электронному чародейству, почувствуете пульс современного научно-технического прогресса. Его неутомимый бег вбирает в себя любую истинно оригинальную и смелую Мысль. А смелость и оригинальность неразлучны с молодостью. Моя идея и состоит в том, чтобы использовать явления последовательного и одновременного контраста. А они будут возникать, если чередование темных и светлых кадров сделать неравномерным. Можно взять ту же кольцевую кинопленку, например, с шестью кадрами. Первый из них будет белый, второй с черно-белым изображением (море и плывущий по нему парусник), затем подряд четыре сплошных черных кадра. Прокручивание в таком порядке дает на экране хорошую синюю, хотя и неподвижную, картину — по морю плывет кораблик. Тем, кто захочет проделать это самостоятельно, рекомендую пользоваться высококонтрастной пленкой типа «Микрат» и покадровой съемкой. Однако пример с кольцевой пленкой демонстрирует лишь идею изобретения. Практически оно воплощено в электронной схеме, которая показана на рисунке. Набор мультивибраторов — генераторов последовательных электрических сигналов — посылает чередующиеся световые сигналы на обычный черно-белый кинескоп. Точнее, напряжения на катоде и сетке электронно-лучевой трубки должны меняться по тому же закону, что и кадры в неравномерно засвеченной кольцевой пленке. Роль кадрика с изображением поручена току от генератора звуковой частоты — он дает горизонтальные полосы на экране телевизора. Экспериментировать с электрон- В, ЧУЕВ, кандидат технических наук |г. Сызрань) Окончание см. на стр. 34. Рис. И. Печерского h_и -НАПРЯЖЕНИЕ НА КАТОЛЕ &с - НАПРЯЖЕНИЕ НА УПРАМЯЮЩЬЙ СЕТКЕ ВИДЕОГРАММА р ЗВУКОВ 1/W |