Техника - молодёжи 1970-03, страница 46iTcLdhia Рис. И. Печерского и Г. Гордеевой ^М дар и защита — вот два на-^ чала, боровшиеся между собой на протяжении всей истории войн. Первый железный меч породил кольчугу. А кольчуга заставила совершенствоваться меч. Археологи находят латы, разрубленные так, будто они не из стали, а из картона. Народный эпос доносит до нас повествования о мечах-кладенцах, рассекавших даже камни. Тысячелетиями совершенствовалось холодное оружие. Успехи, достигнутые мастерами, были огромны. Но молчат фигуры средневековых воинов, молчат летописи, таинственны былины. Мы четко представляем себе, как предки делали каменные топоры, глиняные чаши, бронзовую утварь, ткани, до нас дошли схемы величественных храмов и изображения водяных часов. Но до сих пор остаются нераскрытыми секреты изготовления мечей. В таинственные XI—XII века ковались самые лучшие клинки. С изобретением огнестрельного оружия качество их заметно ухудшилось, а с появлением регулярных армий стало и вовсе заурядным. Правда, еще и в XIV веке работали замечательные мастера, вроде ученого кузнеца из Генуи Андреа де Феррара, чье искусство славилось во всей Европе, но это были одиночки, унесшие свои секреты в могилу. Вместо описания технологии получения клинков древние манускрипты донесли до нас рассказы о том, как мастера и подмастерья постились перед началом ковки, как из кузницы изгонялись злые духи, ка- О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ, инженер; Н. ИЛЬЧУК, старший научный сотрудник ЦНИИЧермета имени Бардина кие предосторожности принимались для того, чтобы случайно во время работы в мастерскую не вошла женщина. В самый решающий момент кузнец оставался один и «колдовал» без свидетелей. Шептал какие-то заклинания, посыпал заготовку пеплом заживо сожженной кошки. У каждого мастера была своя тайна. Один выдерживал железную полосу в болоте, а потом нагревал ее, складывал пополам, проковывал и опять относил в известное только ему место. Так поступал он несколько раз, и клинок получал от этого необыкновенные свойства. Другой — уходил в.горы и приносил оттуда какие-то камни, затем измельчал их и этими крошками посыпал поковку. Что это были за камни — хромиты или молибденовая руда? Какие добавки применяли кузнецы? — молчит история. Сохранилась легенда о том, как один подмастерье захотел узнать, при каком жаре идет закалка, и, когда мастер опустил в воду клинок, сунул в чан палец. Учитель тут же отрубил руку любопытному, и тот не счел расплату за открывшуюся ему тайну слишком суровой. Но вот наступил XVIII век — вёк войн и огромных армий. Строились большие заводы. Сабли и штыки стали делать поточным методом. Тут уже было не до качества. Известный историк кавказских походов, русский генерал В. Потто писал: «...безусловно, русские кавалеристы за счет своей отваги и богатырской'силы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и ост- |