Техника - молодёжи 1970-03, страница 49

Техника - молодёжи 1970-03, страница 49

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

1. 76 тонн в кузове белорусского гиганта

Их можно встретить в карьерах всего мира — громадные машины, рядом с которыми обычный легковой автомобиль выглядит карликом. Это самосвалы Белорусского автозавода, составляющие целое семейство унифицированных машин разной грузоподъемности. На снимке показан

БелАЗ-549 — новейшая модель грузоподъемностью 75 т. Художники-конструк-торы позаботились о том, чтобы богатырский характер машины выражался и в ее внешнем облике. Высота самосвала (4,4 м) соперничает с его шириной (4,9 м). Емкость кузова — 42 куб. м. Насколько же стремительны темпы научно-технического прогресса, если вся история БелАЗов укладывается в четыре года! А перспективный план завода предусматривает в недалеком будущем выпуск машин грузоподъемностью до 250 т.

2. сон по заказу

Это необычное облачение, напоминающее доспехи мотоциклиста, предназначено для пациентов клиники. Надев наушники и защитные очки, человек услышит ритмичные шумы и увидит мелькание маленьких лампочек. Оказывается, сигна

лами управляет собственное дыхание пациента. Такая синхронизация приводит к быстрому и легкому погружению в сон. Авторы конструкции — преподаватели Харьковского политехнического института.

3. считаем атомы

Многие из современных технологических процессов протекают в условиях столь глубокого вакуума, что счет идет уже на атомы — так незначительна доля оставшегося вещества. Анализ газовой смеси в подобной концентрации — работа ювелирная. И приборы для этого нужны совершенно необычные. Орудием анализа становится пучок электронов, как в радиочастотном масс-спектромет-ре P0MC-1 (см. фото). Пучок ионизирует разреженную смесь, и прибор, сортируя ионы, подсчитывает содержание каждого из газовых компонентов. Время анализа — всего 6 минут. Создан масс-спектрометр в Физико-техническом институте низких температур АН УССР.

4. в объективе -кратер лангрен

Так выглядит один из самых больших (диаметр 140 км) лунных кратеров — он расположен на восток от Моря Изобилия. Кольце

вая гряда вздымается до 2,5 км, в центре холм высотой 1 км. На фотографии видны детали размером до 200 м. В телескоп можно рассмотреть детали, только в 5 раз более крупные.

6. сотвори радугу

Эта красивая радужная картина напоминает срез какого-то сказочно-яркого дерева. Нарисована она светом криптоново-ионного лазера, который испускает лучи нескольких различных тонов. Пучок света пропу->фе

стили через интерферометр — прибор, в котором есть пара плоских, строго параллельных друг другу пластин из полированного стекла или кварца. Многократное отражение усилило цвет одних колец и ослабило окраску других.

6. на старте - 20 типов летающих тарелок

Летающие блюдца, платформы, чуть ли не ящи-Н.и — словом, конструкции странного, непривычного вида, лишь отдаленно напоминающие самолеты, — так выглядят аппараты вертикального взлета и посадки. Один из них показан на снимке.

Увешанные турбореактивными двигателями и пропеллерами, они только на вид неуклюжи. На самом деле —могут ловко маневрировать. Сейчас во всем мире насчитывается 20 типов вертикально взлетающих машин тяжелее воздуха.

пут7ей£Жют

в поднебесье

Гигантские плоды, среди которых затерялись фигурки людей, выращены не в поле. Это радиозонды институтов Академии наук СССР, служат они для исследования верхних слоев атмосферы. Изготавливает «дыни» завод резинотехнических изделий.

8. смерч в толще океана

Когда могучие морские течения сталкиваются с неровной поверхностью океанского дна, возникает маель-стром — мощный водоворот, способный втянуть в свою воронку судно средних размеров. С давних пор моряки опасаются этого страшного явления природы. Фантастический танец воды на сей раз можно было наблюдать в Атлантическом океане у берегов Франции. Снимок сделан с вертолета, с высоты 100 м.

9. гибрид скрипки и граммофона?

Скрипка' с рупором — вряд ли вам приходилось видеть подобный гибрид. Это реликвия, сохранившаяся со времен Эдисона. Рупор служил для усиления звука при записи музыкальных произведений на парафиновых валиках, фонографов.

лосатый: из прямых, почти параллельных линий. Вид и характер структуры зависел от условий кристаллизации — скорости охлаждения, химической чистоты стали.

Однако сложный коленчатый рисунок можно было воспроизвести и путем искусственных надрубов и особых приемов ковки. Часто сталь состояла из очень чистого железа (феррита) с небольшим количеством шлаковых включений.

Особенно ценившийся на Востоке амузгинский клинок представлял собой крупнорисунчатый «дамаск», иначе сварочный булат.

Первоначальная стальная пластина для такого клинка изготовлялась из трех сортов покупной стали — крепкой, так называемой <«антушки», мягкой, которая употреблялась для простых сплошных лезвий — «ду-галалы», и самого крепкого сорта подпилочной стали — «альхана».

Из каждого сорта мастер выковывал небольшие тонкие пластинки, а потом, отослав подручных из кузницы, соединял слои в известном лишь одному ему порядке. После этого, зажав щипцами стопку сложенных пластинок, помещал «сандвич» в

горн. Когда заготовка раскалялась, ее переносили на наковальню. Под рукой у мастера был уже желтый порошок, взятый из-под точильного колеса, — для сварки пластинок. Окунув в порошок раскаленную стопку, мастер вызывал подручных-молотобойцев.

Затем еще подбрасывали порошка, стопку снова нагревали и опять ковали. Так несколько раз. Мало-помалу выковывался четырехгранный стальной стержень, который затем в процессе ковки, чередующейся с прокаливанием, уплощался и вытягивался. Затем мастер ломал полоску пополам и таким образом получал сталь для двух клинков.

Аносов разработал несколько промышленных методов производства качественной стали. Наилучшим ученый считал способ «сплавления» железа непосредственно с углеродом. Он загружал в тигель железо и засыпал его смесью графита, железной окалины и флюса. От длительности плавки зависел рисунок на поверхности стального изделия. Через 3,5 часа металл имел слабые продольные узоры на светлом фоне, через 4,5 часа — волнистые

узоры, через 5,5 часа получался металл с крупными коленчатыми и даже сетчатыми узорами. При ковке тщательно соблюдали температуру нагрева. Поэтому булаты закаливались сразу после нагрева до красного каления, тут же погружались в сало. Отпуск производился над углями, причем различные части клинка отпускались по-разному (режущая часть до желтого цвета).

Первый клинок из булатной стали Аносов изготовил в 1837 году. А в 1868 году, пользуясь записями Аносова, Чернов получил булат на Обуховском заводе.

Но нужно ли сейчас, в век атома, заниматься изучением производства кинжалов и сабель? Вот мнение специалиста, директора Тольяттинского политехнического института, профессора А. Резникова: «Выпуск булатной стали по старым или новым рецептам откроет перед нами весьма заманчивые перспективы. Ведь хорошо освоено лишь резание металлов. А вот мягкие материалы, такие, как дерево, текстолит, пластмасса, ждут прочных, могущих долго сохранять остроту сверл и резцов».

Итак, дамасское сверло?

47