Техника - молодёжи 1970-05, страница 51

Техника - молодёжи 1970-05, страница 51

какого сомнения, что лейтенант, превратившийся за эти девять-десять лет в полковника разведывательного отдела главного штаба Люфтваффе, может быть источником весьма ценных сведений. Так вот, не хотели бы вы установить, вернее, возобновить вместо нас деловой контакт с ним?

— Значит, теперь у вас нет контакта?

— В том-то все и дело...

— Почему?

— Мы капитулировали, и он не захочет вновь сотрудничать с нами даже за большие деньги, которых, кстати сказать, мы теперь и не смогли бы ему платить. Ну, а вы, я думаю, можете рискнуть...

Андрей раздумывал.

— Прежде чем дать ответ, — сказал он наконец, — я хотел бы ознакомиться с его досье...

— Я предвидел ваше желание. Завтра вы его получите.

— А нельзя ли сегодня? Нам не следует вторично встречаться. Этот город — неподходящее место для конспиративных контактов. Передайте, пожалуйста, в запечатанном виде это досье через Клару, мы оба ей полностью доверяем.

— Хорошо. Сегодня же.

Обменявшись рукопожатиями, они разошлись.

В тот же день после полудня Андрей с Карлосом возвращались из поездки. По пути Андрей внимательно изучал досье агента по кличке «Герт».

За год до прихода Гитлера к власти молодой лейтенант, имея влиятельную протекцию, получил место в аппарате военного атташе при германском посольстве. Документы досье говорили о довольно банальном поводе вербовки лейтенанта германской армии иностранной военной разведкой. Слишком уж много соблазнов было за границей для плохо оплачиваемого в то время младшего немецкого офицера. Женщины. Дорогие рестораны. Игорные дома. Ловко вовлеченный в игру Герт проиграл казенные деньги и... В досье имелись копии его донесений и подлинные расписки в получении вознаграждений за свою работу. Это были значительные суммы, так как занимаемое им положение секретаря военного атташе давало ему доступ к сокровенным тайнам германского посольства. Разведка весьма интенсивно использовала Герта, но в начале 1933 года он внезапно уехал в Германию, след его затерялся, и связь с тех пор не восстанавливалась.

Андрей рассматривал фотографию Герта десятилетней давности. Молодой белобрысый офицер, с характерным шрамом на щеке, следом дуэли.

Многое изменилось с тех пор. В 1942 году гитлеровская Германия еще была опьянена победами, ее армия оккупировала Францию, Бельгию, Норвегию, Голландию, Данию, Австрию, Чехословакию, Польшу и Югославию. На востоке ее войска стояли под Москвой и под Ленинградом. Эти успехи, естественно, не могли не влиять и на Герта, который забыл или хотел забыть свое грехопадение в трудные для Германии времена. Альфред был прав — немец не пошел бы на восстановление связи с ними, с разведкой побежденной страны. А с советской? На этот вопрос было трудно ответить. И все же отказаться от попытки заставить Герта работать на себя Андрей не мог, а главное, не хотел, хотя дело было трудное, исключительно рискованное для всей его группы.

Как предугадать поведение Герта? Можно ли рассчитывать, что он спокойно, как неизбежное, воспримет напоминание о некогда данных шпионских обязательствах? Согласится ли сотрудничать? Нет, это почти исключалось. Реакцией на любую попытку воскре

сить прошлое могло быть все, вплоть до выстрела в ynopl Но в одном Андрей был твердо уверен: никакие глубокие идейные убеждения не руководил-и Тертом тогда, не руководят и теперь. На этом и строился его расчет.

Сущность нацизма, его политические и моральные концепции, направленные на возвращение человечества к временам раннего средневековья, таили в себе опасность для самого гитлеровского строя. Идеологию нацизма воспринимали прежде всего авантюристы, карьеристы, и в его тысячелетнее существование, провозглашенное фюрером, члены нацистской партии верили до тех пор, пока гитлеровская армия не потерпела первых провалов на Восточном фронте и не понесла тяжелых потерь, встретив несокрушимую стойкость советского народа. Угар побед стал выветриваться, заставляя даже самых твердолобых задумываться над тем, что же будет с ними в случае поражения Германии. А эти мысли неизбежно должны были рождаться в их головах по мере того, как росло сопротивление советских войск на Восточном фронте и провал ставки на молниеносную войну подрывал веру в возможность победы Германии и установления ее господства если не над всем миром, то хотя бы в Европе.

Готовясь к встрече с Гертом, Андрей не сбрасывал со счетов и эти соображения.

Группа Андрея состояла из восьми человек: горсть бойцов, оставшихся в живых из всего состава его интернационального отряда. Они сражались на Мадридском фронте, а затем на улицах испанской столицы, когда изменники — генералы Касадо и Миаха подняли предательское восстание против республики и капитулировали перед Франко. Теперь эти люди: три испанца — Карлос, Хуан, старик Вентимилья и отважная девушка-каталонка Лола; французы — Мишель, Гастон, Пьер и болгарин Таба повсюду сопровождали его. Они должны были отбить его в случае ареста или, на худой конец, проследить, куда его могли упрятать гестаповцы. Без такого обеспечения Андрей рисковал исчезнуть бесследно, как брошенный в воду камень. Теперь же они будут обеспечивать его встречу с Гертом.

Пришельцы с неба

25 февраля 1942 г. Штаб 4-го воздушного флота Люфтваффе на станции Таганрог

Командир 8-го авиационного корпуса генерал-майор Фьебиг вызвал к себе лейтенанта Вальтера Бауэра и в последний раз проэкзаменовал его во всех подробностях предстоящей операции. Судя по ответам, лейтенант знал все досконально — и особенности маршрута, и предполагаемое место высадки в глубоком тылу врага.

После подробнейшего инструктажа генерал объявил Бауэру, что его группа вылетает через два часа. Надлежало немедленно отправиться на аэродром, погрузиться в самолет и ожидать сигнала к началу сверхсекретной операции.

В 16.00 самолет «фокке-вульф-200» стартовал и лег курсом на восток. Почти все пространство кабины и бомбовых отсеков было занято дополнительными баками с горючим. Это более чем вдвое увеличивало радиус действия. Лейтенант Бауэр разместился на полу пилотской кабины. Его спутники — радиоспециалисты Вилли Родэ и Гельмут Шууль — располагались в нижней кабине, откуда были сняты пулеметы. Путешествие в неизвестность началось...

Путь лежал на Балхаш.

(Продолжение в следующем номере)

49