Техника - молодёжи 1970-06, страница 45

Техника - молодёжи 1970-06, страница 45

тем, что происходит под ударами его молота. Второй — как сторож, не занятый как будто ничем, но на всякий случай за всем наблюдающий.

Каждый раз, чтобы ясно увидеть какой-либо объект, его необходимо выделить из окружающей среды. Все сразу человек видеть просто не может. Но это не значит, что сосредоточенность внимания исключает всякие другие впечатления. Они, конечно, появляются, но они несравненно слабее, и мы не сознаем их, вернее, не полностью сознаем до какого-то момента.

Может быть и по-другому. Сознание «отключается» от сиюминутного разбора впечатлений не из-за отсутствия интереса, а потому, что они непрерывны и монотонны. Скажем, ходит человек каждый день из дома на работу и обратно по гравиевой дорожке и вдруг в один прекрасный день обнаруживает — дорожку заасфальтировали. И тогда перед умственным взором сами собой всплывают характерные формы камешков, лежавших на всем протяжении пути. Ясно: человек и раньше на них как-то реагировал, но эти восприятия терялись среди других картин, уступали место более занимательному и своеобразному.

Мы обнаруживаем поразительную вещь. Оказывается, область ясного сознания не беспредельно широка, она в состоянии охваты-

С. МЕРКУЛОВ, художник (г. Боровск)

Рис. И. Печерского

вать лишь определенное, порой очень ограниченное число фактов. Все. что в данный момент не входит в нее, пребывает в состоянии готовности, чтобы явиться перед светлыми очами рассудка в любой миг, когда к тому будет хоть малейший повод. Рисуя необычность этого феномена, немецкий философ И. Кант находит поистине поэтические слова:

«Сфера наших чувственных созерцаний и ощущений, которых мы не сознаем, хотя с несомненностью можем заключать, что мы их имеем, то есть сфера смутных представлений у людей (а также у животных), неизмерима, а ясные представления содержат в себе только бесконечно малое количество точек их, открытых перед сознанием; на большой карте нашей души, так сказать, освещены только немногие пункты, — это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет! — то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось как бы полмира...»

По мнению некоторых психологов, границы на карте нашей души очерчены не столь четко, как рисует Кант. Немало там и полусвета, и полутени. Поэтому мы часто не уверены, что поистине осознано, то есть находится в хорошо освещенном круге устойчивого интереса, а что теряется в сумерках и мгле рассеянности.

В некоторых видах деятельности все же удается определить процент занятости активного внимания. Для уборки помещения его

требуется лишь 9%, для ручной нарезки резьбы или работы на строгальном станке — около 15%, для работы напильником — 25%, для разметки и центровки деталей — 31% Управление автомашиной требует 35% внимания, работа средней сложности на токарном станке — 52%, печатание на машинке — 73%, расстановка карточек в алфавитном порядке — 90%, наконец, чтение — 100%. Эта шкала служит основой для подбора музыкальных программ, благотворно влияющих на человека при относительно монотонном характере его работы (см. статью «Музыка звучит в цехе» в № 6 за 1966 г.).

Неполная занятость внимания облегчает приток «смутных», полуосознаваемых впечатлений. И хотя часто мы не улавливаем их содержания, они, сохраняясь в подсознании, влияют на ход всякой деятельности, всякой мыслительной операции, даже самой молниеносной. Влияют они и на формирование чувства красивого или некрасивого. Попробуем, несмотря на «телеграфную» быстроту этого процесса, расчленить его и выяснить роль прошлых неосознанных «отпечатков».

Итак, человек рассматривает, например, овал. Можно думать, что интерес именно к данной фигуре тотчас оживляет множество сходных представлений. Нам понравился гладкий округлый камешек. Но он выглядит красиво не сам по себе, а на фоне представлений, которые остались где-то в дальних уготках памяти от знакомства со множеством примерно таких вот камешков Таких — и

УПРОЩЕННЫЙ ФОН и ЕЕ ФОН

внутренн и й/