Техника - молодёжи 1971-04, страница 27

Техника - молодёжи 1971-04, страница 27

обнаружили у берегов Мексики тропический шторм «Дженнифер». Чуть раньше вихреобразные разводы облаков в этом районе попали в объективы спутника «Метеор». Совместное наблюдение за штормом позволило проанализировать синоптическую обстановку и предугадать направление перемещения урагана. 15 и 17 октября мы видели циклоны на юге Краснодарского края, у се-веро-западных берегов Африки, у побережья Англии. Их тоже «засек» метеоспутник. А вот нарождающийся циклон неподалеку от Кубы беспилотный аппарат обнаружил только на следующий день. Можно представить, какое значение для прогнозов погоды и своевременного оповещения имеет такое вот сверхраннее наблюдение грозных явлений природы.

Интересовали нас и облака — их структура, распределение по планете. Снежный покров на горах, лесные пожары — словом, все то, с чем даже в наш век связано порой немало неприятностей для человека. Много внимания мы уделили фото- и спектрографированию сумеречного ореола земной атмосферы и дневного горизонта Земли в разных условиях освещения, при различных углах визирования и положениях космического корабля. Эти эксперименты очень важны для самой космонавтики. Исследование слоев яркости и других оптических неоднородностей атмосферы дает материал, позволяющий с высокой точностью ориентировать по горизонту Земли космические объекты, особенно те, что полетят к другим планетам. Навигация в космосе решающим образом зависит от знания

Рис. 1. Фото- и спектрографирова-ние ореола Земли и наземных объектов. Отклонение оптической оси объектива прибора от вертикали к иллюминатору не более 15—20°. Рис. 2. Положение визира прибора во время фото- и спектрографирова-ния ореола Земли.

Рис. 3. Примерная схема спектрографа.

Рис. 4. Наблюдение за тайфуном. Каждый отснятый кадр фиксирует время съемки по встроенным в фотоаппарат часам. Экипаж делает соответствующую запись в бортжурнале. Рис. 5. Данные о замеченных тайфунах, штормах, циклонах передаются с борта на Наземный пункт связи, откуда через Гидрометцентр доходят до служб погоды.

Рис. 6. Эксперимент по фото- и спектрографированию земной поверхности «Союз-7» проводил совместно с авиацией.

Рис. 7. Точность новых астронавигационных приборов проверяется сравнением табличных угловых расстояний между светилами с данными измерений с борта космического корабля.

Рис. 8. Измерение угловых расстояний между горизонтом Земли и Луной необходимо для маневрирования космического корабля на околоземной орбите.

оптических свойств атмосферы. Уменьшение яркости ореола вблизи горизонта объясняется свойствами и пространственным распределением атмосферного аэрозоля (взвешенных в воздухе твердых частиц). Впрочем, и эти эксперименты, казалось бы, весьма далекие от прикладных задач «земной» науки, необходимы метеорологам. Ведь тепловой режим нашей планеты, а значит, и погода в значительной мере определяются состоянием аэрозоля. Мы работали с ручным спектрографом, созданным на основе подобного прибора, побывавшего в космосе на «Союзе-5». В конце первых суток полета нам сообщили: «Провести фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности с одновременным исследованием спектральной яркости объектов и их спектральных контрастов в видимой области спектра!» Эту работу мы проводили вместе с наземной экспедицией, оснащенной самолетами АН-2 и ИЛ-18. Машины несли аппаратуру, подобную нашей, космической.

12.47. Сразу же после выхода из тени Земли командир корабля вручную сориентировал аппарат — «нацелил» на планету правый иллюминатор. В радиограмме точно указано, когда начать и когда закончить эксперимент, координаты места фото- и спектрографирования.

Остается отыскать на карте заданный район, а затем опознать его на гигантском «глобусе» внизу. Под нами залив Кара-Богаз-Гол. Каждый — на своем рабочем месте. Я — в спускаемом аппарате, Виктор Горбатко — в орбитальном отсеке. Оба наши иллюминатора смотрят строго в надир, перпендикулярно к поверхности Земли. Нужно держать аппаратуру, плотно прижимая объективы к стеклу (допустимое отклонение оси объектива от вертикали не более 15—20°). Пока есть свободное время, выбираю удобную и устойчивую позу — это не просто в состоянии невесомости. Представляю, что делает в это время Виктор: ведь мы «взаимозаменяемы», каждый натренирован на выполнении и той и другой операции... Прибор у него уже в руках. Вот он проверяет, как установлена в спектрографе кассета с пленкой, вскрывает крышку часов, заводит их и делает соответствующую запись в бортжурнале. Мысленно вижу, как он прилаживается к наглазнику и устанавливает поляроид прибора в положение «минимально» («максимум» нужен, чтобы подавить сильную засветку пленки Солнцем, если спектрографируется ночной или дневной горизонт). «13.20. Начало работы», — командует Анатолий Филипченко. Увы, вместо знакомой картины восточного побережья Кас-

23