Техника - молодёжи 1971-04, страница 30

Техника - молодёжи 1971-04, страница 30

знания ia праця

Барабашов Николай Павлович — украинский советский астрофизик, академик АН УССР. Родился 30 марта 1894 года в Харькове. В 1919 году окончил физико-математический факультет Харьковского университета.

С 1930 года — директор Харьковской астрономической обсерватории. Заведующий кафедрой астрономии Харьковского университета. В 1936 году за совокупность научных работ ему присвоена степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации. Имеет более 500 различных публикаций по астрономии и космогонии. Создал Харьковскую школу планетологов.

В течение 17 лет был председателем Планетной комиссии Астрономического совета АН СССР. Сейчас — председатель Астрономического совета АН УССР, член Международного астрономического совета. Н. П. Барабашов — заслуженный деятель науки УССР, Герой Социалистического Труда.

ИЗМЕРЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

А. ГРИГОРЕНКО, отв. секретарь журнала «Знания та праця»

Он родился и вырос в Харькове, в семье ученого-медика. Учился в 1-й харьковской гимназии. Тогда-то и возникла у него любовь к астрономии. Способный гимназист перечитал всю тогдашнюю астрономическую литературу, в том числе и работы К. Циолковского, с которым переписывался. Одновременно увлекся конструированием астрономических приборов. Вспоминает: «В 10— 12 лет старался делать все своими руками. И прежде всего интересовался строением телескопа. Изготовить телескоп самому было моей мечтой».

1912 год. Гимназия позади. Профессия? Колебаний не было: астрономия. К тому же пришел он в нее не с пустыми руками. В журнале французского астрономического общества «Астрономия» и в «Известиях русского общества любителей ми-роведения» уже были опубликованы его первые научные работы с результатами наблюдений Луны и Солнца.

Знакомые отца пригласили способного юношу в Юрьев, где он поступил на физико-математический факультет университета. Но долго учиться не пришлось. Тяжелая болезнь (открытая форма туберкулеза легких) вынудила оставить учебу и поехать на лечение за границу. Так он попал в небольшой итальянский городок Сан-Ремо. Но старания местных врачей оказались напрасными. Болезнь прогрессировала. Он возвращается из Италии в родной Харьков. И через два года — снова физико-математический факультет теперь уже Харьковского университета. С тех пор вся его жизнь связана с этим вузом. А еще со звездами, Луной, Солнцем и людьми.

Еще Пифагор предостерегал: не ходи широкой дорогой. И Барабашов быстро выбрал себе дорогу. Повлияла на выбор и переписка с К. Циолковским. В реальности прогнозов своего учителя он не сомневался уже тогда.

«Необходимо отметить, что теоретически вопрос о межпланетных путешествиях разрешим полностью и те трудности, которые могут при этом возникнуть, вполне преодолимы. Нужно надеяться, что с помощью техники рано или поздно такие путешествия станут реальностью и люди будут переноситься с одной планеты на другую». Эти слова были написаны в 1925 году. И принадлежат они не писателю-фантасту, а ученому-астрофизику, убежденному в том, что люди могут освоить наш естественный спутник и с него стартовать во вселенную. Будучи еще студентом, он начал изучать физические свойства Луны и планет.

Исследуя физическую природу планет и Луны, Николай Павлович Барабашов разработал и впервые применил на практике фотографическую фотометрию. Особое место в его работах занимают исследования лунной поверхности. Они начаты еще в 1918 году в связи с определением альбедо земного шара. Изучив особенности отражающих способностей лунных морей, он пришел к выводам, которые позднее получили название «эффектов Барабашова». Сложные теоретические расчеты, связанные с определением микрорельефа лунной поверхности, показали, что наш естественный спутник покрыт туфоподобными горными породами, что поверхность его не глад

кая, а пористая, с многочисленными углублениями и выступами. Исследования советских и американских ученых подтвердили выводы Барабашова. Его перу принадлежат и интересные работы по поляриметрии и колориметрии лунной поверхности. Ему первому удалось сделать удачные цветные фотографии Луны.

Еще одна тема многолетних исследований — планеты солнечной системы. Например, детальная фотометрия Венеры дала немало информации о физических условиях на этой планете.

Изучение распределения яркости света по диску планеты (зеркальный эффект) наводит на мысль, что поверхность ее имеет ярко выраженные зеркальные свойства. Орбита Венеры близка к круговой, один оборот вокруг Солнца она делает за 224,7 земных суток. Диаметр планеты 12 600 км, масса составляет 0,818, а плотность — 0,843 земной. Итак, Венера очень похожа на Землю и, возможно, «переживает» сейчас ту пору, что наша планета миллионы лет назад, — каменноугольную эпоху. Жизнь только зарождается или уже существует в неизвестных нам формах, например, на углекислой основе.

Много сделано академиком Бара-башовым и по исследованию Марса. Он впервые сравнил цвета марсианских «морей», «заливов», «озер» и «каналов» в разные времена года и заметил, что все экваториальные «моря» окрашены в голубой, се-ро-голубой или серо-зеленый цвет. Только летом некоторые из них зеленеют полностью. Не исключена возможность, что в них развивается растительность. Воды на Марсе мало. В атмосфере планеты немного

26