Техника - молодёжи 1971-07, страница 66

Техника - молодёжи 1971-07, страница 66

ща в мумиях 29 египетских фараонов, которые хранятся в Каирском музее с 1898 года. Просвечивая мумии рентгеновскими лучами, ученые пытались получить дополнительные сведения о физическом развитии древних египтян, а также, к удивлению ученых, под слоем смолистого вещества, которым покрывалось после бальзамирования тело умершего, и внутри самих мумий они обнаружили при просвечивании золотые браслеты, священные амулеты, инкрустированные драгоценными камнями...

«Это первая находка драгоценностей египетских правителей после открытия в 1922 году гробницы Тутанха-мона», — заявил доктор Джеймс Харис, возглавлявший научную экспедицию.

«Полагают, что находка ученых даст много новых сведений о культуре, искусстве и истории древних египтян» (С. Сагайдак, Неожиданная находка ученых).

«Неожиданная находка ученых» — сколько в этом определении горечи. Неожиданно может открыть памятники культуры сторож музея Акрам-Боба, или экскаваторщик Ахмет-ага, копнувший не в том месте.

Пока громадный накопившийся в разных странах, случайно найденный археологический материал не обобщен в теорию, археология не выйдет за пределы землеройного ремесла, и мы будем время от времени читать в газетах сенсационные сообщения, начинающиеся со знаменательной фразы: «к великому удивлению ученых, было обнаружено...»

Все эти факты и цитаты приведены, дабы доказать: иссыкская чаша — отнюдь не случайная находка. Она и памятник письменности незапамятных времен, и символ жизни, и типичный предмет погребального обряда.

Истоки обряда обрисовываются у древних шумеров. Можно по-разному подходить к такому на первый взгляд парадоксальному утверждению. Мне больше по душе объяснение, данное в свое время большим зна

током истории культуры Э. Тейлором: «Когда какой-нибудь обычай, навык или мнение достаточно широко распространены, то «действие на них всякого рода изменяющих явлений долго может казаться столь слабым, что они продолжают переходить из поколения в поколение. Мы имеем здесь дело с устойчивостью культуры. Известная идея, смысл которой исчез уже много веков тому назад, продолжает существовав только потому, что она существовала».

Думается, что мы можем по праву отнести эти слова и к традиции захоронения с металлической чашей, традиции,' начавшейся в Шумере и продолжавшейся в Средней Азии и на Алтае до «официально» тюркского времени.

Лингвисты знают, как живут в истории языка слова, объединенные в фразеологии. Если орхоно-енисейские образные выражения дошли до нас неизменными и никакие ураганы истории не могли поколебать и разрушить их, то сколько же веков существовали они до орхоно-енисея?

И последнее. Приход физики в археологию дал целый ряд неожиданных .результатов. Радиоуглеродный метод позволяет определять со значительной точностью возраст любой находки органического происхождения — остатков дерева, тканей, угля кострищ и очагов и т. д.

И не удивительно, что данные, полученные этим методом, часто расходятся с существующей в науке «классической» датой, зафиксированной иными, умозрительными методами. Это заставляет некоторых археологов скептически относиться к данным радиоуглеродного анализа. Однако такой скептицизм на деле оказывается необоснованным.

Если бы удалось передатировать памятники тюркского письма, найденные в захоронениях, то можно с уверенностью сказать, что начальная дата — V—VI века нашей эры — радиуглеродным методом была бы поколеблена. Тому пример — сенсационное археологическое открытие, сделанное близ села Иссык, в предгорьях Заилийского Алатау, весной прошлого года.

известных систем письма (ее возникновение относят к третьему тысячеле? тию до новой эры), а язык шумеров не семитского, не индогерманского и не какого-либо другого известного нам происхождения. Кстати, до сих пор на основании конструктивных особенностей и имеющегося запаса слов шумерский язык не удается связать ни с одним известным языком или группой языков мира... Поэтому-то и появилась на свет гипотеза о родстве шумеров и прототюрков.

Находка же в захоронениях металлических чаш и бусин, как справедливо отмечает О. Сулейменов, явление универсальное, распространенное на широких пространствах не только Европы и Азии, но и других континентов. Кстати, металлическая чаша, а до этого глиняный или деревянный сосуд, еще раньше — рог животного употреблялись при различных религиозных обрядах и церемониях, восходящих еще к палеолиту — древнекаменному веку, отстоящему от цивилизации Шумера и древних тюрков на десятки тысячелетий. «Рогу палеолитического изображения из Лосселя

(стоянка древнекаменного века во Франции. — Прим. авт.) у якутов (кстати говоря, якуты тоже тюрки. — Прим. авт.) соответствует сосуд с маслом, из которого совершалось священное помазание. Если у якутов-скотоводов древний культ плодородия связан прежде всего с изобилием молочных продуктов, выраженным наиболее отчетливо в обилии масла, то у их северных соседей — охотников, у чукчей и эскимосов — помазание маслом заменяется вполне естественным в условиях их быта, хорошо известным по этнографическим данным помазанием свежей кровью убитого зверя или жиром тюленя. Ри-тон у женщины из Лосселя был тоже, видимо, наполнен кровью, и она, подобно оленеводам и охотникам Севера, совершала помазание или возлияние» (А. П. Окладников, Утро искусства)

«Останки мальчиков, живших 25— 27 тысяч лет назад, были буквально усыпаны бусами — их было несколько тысяч, выточенных из бивня мамонта», — рассказывает в своем интервью журналу «Вокруг света» (№ 3

за 1970 г.) известный советский археолог доктор исторических наук О. Н. Бадер, открывший палеолитическое захоронение Сунгирь под городом Владимиром. Кстати, открытое тоже не без помощи бульдозериста...

Это все, что можно кратко сказать о сосудах и бусинах, встречаемых в захоронениях шумеров и древних тюрков, впрочем, как и в захоронениях всех других народов мира. Они восходят к одному источнику — к истории развития культуры и цивилизации Homo sapiens, от седой древности до наших дней. Все люди планеты — родственники друг другу, и все существовавшие когда-либо на земле куль- f туры и цивилизации тысячами нитей, порой незримых, связаны Друг с другом... Так было, так будет!

Таковы некоторые соображения относительно двух гипотез Олжаса Су-лейменова.

То, что известный поэт начал исследовать стодь важную и трудную научную проблему, отрадно. Его суждения по этому поводу, несомненно, заинтересуют и любителей археологии, и ученых.

62