Техника - молодёжи 1971-07, страница 63
принято манипулировать хронологией тюркского письма, размещая даты относительно установленной. В полном соответствии с печальной сей традицией были датированы и таласские камни — V—VI века нашей эры. Можно не сомневаться, что подобная же участь постигла бы и иссыкскую чашу, если бы... Если бы письмена на ней не были в большей степени схожи с арамейским алфавитом, предшественником иранского (их разделяет около тысячи лет!). Эта мысль нуждается в некотором разъяснении. Если бы иссыкская надпись была найдена не в захоронении, которое датируется объективными физическими методами, а на поверхности земли, как таласские камни и большинство сибирских, алтайских и киргизских надписей, то можно не сомневаться в том, что и она была бы отнесена к V—VIII векам нашей эры и без всяких усилий прочитана при помощи орхоно-енисейского алфавита. Нам же, чтобы обосновать право на такое прочтение, пришлось начинать с проблемы происхождения орхоно-енисейского письма, искать его прямых родителей, восстанавливать панораму развития буквенного письма е географических пределах: Передняя Азия — Иран—Индия—Средняя Азия. И лишь после этого прийти к заключению, что иссыкское письмо является предшественником орхоно-енисейского письма *. ЧАША КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК Ритуальный обычай класть в могилы чашу или модель ладьи — знаки жизни — известен археологам. Стоят в степи от Монголии до Европы каменные изваяния с чашей в руке. Культура настояна на иносказаниях, и понимать любой ее жест буквально — это не понимать. Шар издали видится плоским кругом, так и поэтический символ древности подчас лишается перспективы при переводе на язык будней. В Китае встречались круглые металлические зеркала с изображением бога Арья-Бало, то есть благотвор- * Тем, кого интересуют подробности наших исследований, укажем предыдущие публикации: газета «Казак адабиети», 25 сентября 1970 г. — «Джетысу кон-жазба»; газета «Комсомольская правда», 31 октября 1070 г. — «Иссыкское письмо». Сокровища из захоронения близ села Иссык. ной формы грозного Кахагалы. Одна сторона этих зеркал гладко отполирована, на другой — рельефное изображение многорукого сидящего бога, представленного с тыла. Вы видите его затылок и спину, хотите узнать, какой вид имеет бог спереди, оборачиваете диск.... И видите свою физиономию. Так великая поэтическая метафора овеществлялась, заземлялась. Проходили века — и раскоряченный смешной человечек на обороте зеркала из грозного Кахагалы превратился в непонятный элемент украшения. ...Археолог Вулли находит захоронение с писаной металлической чашей в Шумере. ...Археологи Евтюхова и Киселев раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае. ...Археолог Агишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ села Иссык. Во всех трех случаях, рассмотренных в отдельности, вне связи друг с другом, металлический сосуд остается просто сосудом, случайным предметом среди других случайных предметов могильной утвари. Но, собранные вместе, они, дополняясь и поясняясь взаимно, неожиданно складываются, как рассыпанные литеры в слово, прочесть которое мы уже в состоянии, но понять истинный смысл его нам еще предстоит. Заведомо извинимся перед читателем за рискованные аналогии и обратимся к шумерам: более никто не придавал такого значения металлическому сосуду в погребальном обряде. Сравните описания двух захоронений, между которыми лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали. «Погребенный был одет в шелковую одежду. В изголовье покойника стоял серебряный сосуд с тюркской рунической надписью: «Могучей — Хозяин-владелец» (А. Потапов, Очерки по истории алтайцев). «Труп лежал на правом боку. Вокруг талии был обернут широкий серебряный пояс. В руки покойника тысячелетия назад вложили чашу из самородного золота. Рядом с ней лежала еще одна овальная, тоже золотая... На двух золотых чашах было выгравировано: «мес-Калам-дуг» — «герой благодатной страны» (Э. Ц е р е н, Библейские холмы). 59
|