Техника - молодёжи 1971-07, страница 62ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ, лауреат премии Ленинского комсомола freSfanlie п исЬтен^ го Ьоинл. Весной прошлого года в предгорьях Заилийского Алатау, близ села Иссык, было сделано сенсационное археологическое открытие. Бульдозеристы, сносившие один из курганов, наткнулись в земле на сруб из вековых тянь-шаньских елей. Вскоре археологический отряд под руководством К. Агишева вскрыл захоронение алтайского типа, предварительно датированное VI—V веками до нашей эры. Взору ученых предстала находка, которая вполне могла бы поспорить с кладами египетских пирамид. Более четырех тысяч (!) золотых украшений покрывали останки юного воина, возлежавшего в склепе. На голове он имел золотой шлем с навершием в виде золотой фигурки козла» Стан воина перехватывал широкий золотой пояс. Археологи обнаружили также золотой меч и две серебряные чаши, одна из них с надписью. Именно эта потемневшая серебряная чаша, совсем скромная рядом с грудой сверкающих драгоценностей, — наиболее важная часть находки. На дне чаши нанесены 28 рунических знаков, похожих на древ-нетюркские письмена V—VIII веков нашей эры. Художественные формы иссыкских сокровищ аналогичны золоту курганов Алтая, Причерноморья и Северного Кавказа. Так называемый «скифский звериный стиль» воплощен в иссыкских атрибутах с необыкновенной четкостью. Но алтайские шедевры молчат. Молчит вся громадная по объему археологических находок эпоха номадов, населявших в I тысячелетии до нашей эры обширную территорию Евразии. Тюрколо гам известно сообщение китайской летописи III века до нашей эры, что народ кангюй писал «поперек» — горизонтальной строкой, в отличие от китайской традиции вертикального расположения текста. Вот и все, что мы знали о письме среднеазиатских кочевников тех темных времен. Впервые благодаря серебряной чаше неведомая безымянная эпоха заговорила. При чтении надписи справа налево получилось: «Сын хана в двадцать три умер. Имя и слава (народа) иссякли». Археологи по состоянию костей определили приблизительно возраст древнего семиреченца, захороненного в кургане, — 18 лет. Надпись на чаше уточняет: «уч утс1зы» — 23. По богатству одежды предполагали, что это был вождь племени; надпись на чаше уточняет: «кхан уйа» — «сын хана». Знаки иссыкской надписи обнаруживают графическое родство с буквами так называемой орхоно-енисей-ской письменности. ...Первый и последний раз проблема происхождения орхоно-енисейского письма рассматривалась (и весьма приблизительно) в работах датского ученого В. Томсе-на и финна О. Доппера в XIX веке. О. Допперу принадлежит гипотеза об иранской родословной сибирских рун, которая никем не была пересмотрена или дополнена, со временем была принята на веру и стала, по существу, теорией. Несмотря на вопиющие противоречия, которые выступают при элементарном механическом сравнении всех иранских алфавитов с древнетюркским. Причиной столь неестественного родства послужила совместимость во времени. Авестинское письмо возникло в III веке нашей эры и просуществовало в Иране до VII века нашей эры. Именно в этот период, как полагают, и появилось орхоно-енисейское письмо. ...В 1896—1897 годах близ города Аулие-Ата (ныне город Джамбул) обнаружили пять камней с рунами. Формы некоторых букв значительна отличались от уже датированных орхонских, нескольким буквам вообще не было найдено соответствий. На этом основании авторы находки и интерпретаций предложили время более раннее, чем орхонское. Временным эталоном послужила найденная в Монголии эпитафия Куль-Тегину, которая была датирована по именам, встречающимся в китайской летописи, VIII веком нашей эры. С той поры
|