Техника - молодёжи 1971-09, страница 28

Техника - молодёжи 1971-09, страница 28

— Виктор Михайлович, из рассказанного вами получается, что для управления заводом-автоматом надо четыре ЭВМ. Неужели нельзя создать такую машину, которая одна справилась бы со всеми задачами?

— Я говорил, исходя из сегодняшнего состояния электронновы-числительной техники. Считаю, что заводы-автоматы нового типа могут появиться уже к концу текущей, девятой пятилетки. Но одна ЭВМ четвертого поколения — а его технической базой станут большие интегральные схемы — сможет справиться со всей огромной работой по управлению предприятием.

— И последний вопрос. Какие производства, на ваш взгляд, должны перейти на полную автоматизацию в ближайшее время?

— Думаю, первым делом надо перевести на автоматизированное производство электронную промышленность. И совершенно не потому, что это в какой-то степени касается меня, кибернетика. Как специалист, я прекрасно понимаю, что ныне делать ЭВМ старыми методами не только недопустимо, но и просто невозможно.

Хотя машины первого поколения были громоздки и работали на десятках тысяч электронных ламп, но самих-то типов ламп было всего десятки. Так что сборка напоминала строительство из де

талей «Конструктора». Намного труднее было монтировать машины второго поколения. А вот с. третьим дело обстоит гораздо сложнее. Попробуйте вручную соединить десятки тысяч интегральных схем, когда чуть ли не каждая вторая непохожа на свою предшественницу. А уж о четвертом поколении, когда такие схемы будут объединены в большие блоки и станут еще разнообразнее и сложнее, я и не говорю.

Конечно, любую ЭВМ можно собрать руками. Но если мы начнем это делать с машинами четвертого поколения, то будем создавать их непростительно долго, ценой слишком больших затрат. К тому же ЭВМ устареют, не успев выйти из стен предприятия.

На мой взгляд, единственно правильным выходом было бы строительство заводов-автоматов по производству ЭВМ. Как я уже говорил, такие предприятия очень гибки. На одном и том же станке можно обрабатывать совершенно разные детали.

Выпуская электронновычисли-тельные машины по-новому, мы не только повысили бы их качество, удешевили производство, но и гораздо полнее удовлетворяли бы все возрастающий спрос на кибернетические устройства. Постепенно на новый тип производства могли бы перейти и другие отрасли нашей промышленности.

Окончание статьи «Судьба вино-градникового плуга»

Оно оставляло очень много неубранной земли.

И вот как была решена вторая часть задачи. За отвалом установлен свободно вращающийся диск. Он подпружинен и наклонен в двух направлениях: вперед и вбок, к ряду засыпанных кустов. Упругость пружины такова, что влажная весенняя почва -не препятствует диску подходить к стволам вплотную. Чуть возросшее сопротивление от случайно выросшего в стороне штамба уже достаточно, чтобы диск с гладкими закругленными краями без особого нажима обкатил препятствие. Односторонняя нагрузка заставляет диск вращаться. И, вращаясь, он выносит из-под лозы землю. Два таких приспособления за раз счищают шпалеру от земли почти полностью. Остаток удаляется мощной воздушной струей. Итак, лоза чиста. Теперь ее можно вновь подвязать к проволоке. К, сожалению, руками. Конструкторам есть над чем поломать голову!

А что делать с сорняками и плотной, слежавшейся землей по оси ряда кустов? Неужели без лопаты не обойтись?

В 1885 году изобретатель Кляма-жерон предложил «плуг для разрыхления почвы между лозами». В инструкции указывалось: «Если водитель видит, что лемех этого плуга приближается к нижней части ствола лозы, он при помощи рычага убирает корпус внутрь». Если вспомнить, что стволы стоят через 50— 60 см, можно догадаться, какая работенка ожидала водителя!

У щупа, созданного в ГСКБ, две степени свободы. Он может перемещаться и вертикально, и горизонтально. Щуп следует всем неровностям почвы — скользит по ним, но не отклоняется. Отклонить щуп способно только препятствие — штамб или бетонный столб. Мгновенно включается гидропривод, который отводит лемех в такое же положение, в каком находится щуп. Другими словами, лемех автоматически повторяет под землей горизонтальные движения щупа.

...Скрипят тормоза. Оказывается, автомобиль повернул обратно. С удовольствием вдыхаю насыщенный ароматами воздух. Моя поездка подходит к концу.

Виноград — благодарная культура. На вложенный труд она отвечает высоким урожаем. Именно поэтому самые трудоемкие процессы почво-обработки уже механизированы. Точнее, машины такие есть, но, увы, еще мало. Недостаточно выпускаются нашей промышленностью. Широкое внедрение виноградниковой техники в жизнь — задача сегодняшнего дня.

ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ — КОСМИЧЕСКОЕ ДЕТИЩЕ КИБЕРНЕТИКИ

Современная электронная и вычислительная техника, управляемая немногими операторами, в недалеком будущем позволит строить автоматические заводы нового типа. Об этом рассказал в помещенной здесь статье академик В. Глушков. Сегодняшнее лицо электроники — это и величественные сооружения в космосе. На рисунке художника Соколова мы видим могучий шестикрылый аппарат — орбитальный комплекс «Салют-Союз».

На что похожа станция! Немного на ракету с постепенным утолщением. И еще на необычный самолет с панелями солнечных батарей — крыльями. Настоящий кругосветный курьер! Скорость его передвижения около тридцати тысяч километров в час вместо двух километров во времена Магеллана.

Воображение рисует нам контуры еще более грандиозных внеземных сооружений. «Каждая орбитальная станция, — заметил однажды президент АН СССР академик М. Келдыш, — сможет заменить десятки, а то и сотни автоматических искусственных спутников, применяемых для метеорологических исследований, геологической разведки, связи, астрономических исследований, экспериментов в области геофизики. Такие станции, являясь своеобразными научными базами по изучению природных ресурсов Земли, принесут большую польз) народному хозяйству. Орбитальные станции могут использоваться для сборки больших межпланетных кораблей, предназначенных для полетов в дальний космос». О работе космических монтажников мы рассказываем в статье, помещенной на странице 6.

25