Техника - молодёжи 1972-08, страница 23

Техника - молодёжи 1972-08, страница 23

КОНКУРС 71-РОБОТ-72"

Корреспондент прибыл в Калугу в 11 часов и позвонил ко мне. В ответ он услышал: «Отвечает робот. Сейчас Гришина дома нет. Если Вам нужно что-нибудь передать, говорите. Автомат в течение одной минуты запишет Вашу речь. Корреспондента из Москвы просят прийти по адресу: Первомайская, 4. Проезд троллейбусом № 1 до площади Ленина». Корреспондент сказал, что незамедлительно выезжает.

В 11 часов 30 минут АРС набрал номер телефона учебной части техникума, где я работаю, и попросил Гришина. (Вы, вероятно, догадались, что в полдвенадцатого у нас переоыв между занятиями.) Беру трубку. Секретарь стал ретранслировать телефонные сообщения, которые поступили за время моего отсутствия. Таких сообщений оказалось несколько, одно из них — от корреспондента. Передача закончилась, робот положил трубку, а я тут же набрал номер телефона своей квартиры и услышал уже знакомое читателю предупреждение. АРС не отличает «своих» от «чужих», а поэтому и мне было предложено время для записи. Прошла минута. Наконец я услышал то, что ожидал: «Благодарю Вас. Ваше вое-мя истекло. Положите, пожалуйста, трубку». Абоненты воспринимают это как проявление деловой вежливости. Но для меня сия фраза служит сигналом. После нее АРС открывает звуковой командный вход. Я пользуюсь этим входом каждый раз, когда мне нужно отдать распоряжения по телефону. С помощью свистка, настроенного на частоту 1100 герц, приказываю: изменить текст ответа всем, кто будет звонить ко мне на квартиру, ибо обращение к фотокорреспонденту становилось излищним; записать и сообщить гостю о времени моего прихода с работы; пригласить корреспондента войти в квартиру, открыть для него дверь; позвонить в справочное бюро железнодорожного вокзала и узнать расписание движения электропоездов в Москву; «развлечь» гостя и разое-шить себя фотографировать. Все команды подаю последовательно и после каждой терпеливо жду, покуда автомат просигналит «понял».

Я положил трубку и отправился на урок. Нельзя сказать, что в эту минуту я был спокоен. Нет, беспокоился я не за автоматику робота, она действует достаточно надежно. Причина была в другом. Хорошо зная слабое место АРСа — жесткость его программы, я боялся, что при составлении команд чего-нибудь не предусмотрел. Увы, как потом оказалось, мои опасения отчасти оправдались.

Приехав по указанному адресу, фотокорреспондент нажал на кнопку звонка и услышал из динамика: «Гришина дома нет. Корреспондента

просят войти». Гость взялся за ручку двери, она послушно открылась. Он перешагнул через порог, дверь закрылась. Динамик продолжал: «Раздевайтесь, проходите, пожалуйста». Дотошный читатель, вероятно, догадался, что, нажав кнопку звонка, корреспондент сам включил автоматику робота. Чтобы попасть в гостиную, надо пройти еще через одну дверь. При этом человек, не подозревая об этом, подает роботу вторую команду. Войдя в комнату, гость увидел, что робот движется ему навстречу. «Подойдя» поближе, секретарь остановился, приветственно поднял руку и произнес: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Меня зовут АРС — автоматический радиоэлектронный секретарь. Разрешите предложить Вам послушать музыку и бокал минеральной воды. Гришин будет в час дня. Вы можете меня фотографировать». Робот «отошел» назад к магнитофону и включил его. Комната наполнилась музыкой. Взяв левой рукой-манипулятором бутылку «Нарзана», он разлил воду в два бокала и выдвинул вперед стол-кронштейн. Гость взял один нз бокалов, и робот тотчас же убрал стол-кронштейн. Спустя некоторое время он включил люстру. Освещение в квартире заметно улучшилось — робот создал условия для фотографирования.

А затем все пошло не так гладко. Осмотревшись, корреспондент выбрал удобное место для съемки. А робот еще не успел выЬолнить последнее поручение — не позвонил в справочное бюро вокзала. Только корреспондент приступил к делу, как АРС вдруг ожил: взял трубку, набрал номер телефона и, дождавшись традиционного «Алло?», выдал запрос. Одновременно включился портативный магнитофон, шла запись ответа. Наконец магнитофон остановился, робот опустил трубку, а на маленьком табло зажглись два зеленых прямоугольника. Корреспондент принял это за окончание манипуляций и решил, что теперь-то пора фотографировать. Он присел на корточки и «прицелился» аппаратом на АРСа, но тот снова помешал ему. Медленно вращая головой, робот совершенно некстати попросил внимания и через несколько секунд протранслировал ответ работницы справочного бюро. Лишь после этого корреспондент смог сделать снимок, который и предлагается вниманию читателей.

В целом робот выполнил задание правильно, но кое-что было невпопад и не совсем «тактично» — ведь АРС начисто лишен гибкости в поведении. Сочинить и записать программу — не самое главное и не самое лучшее. Если бы роботостроитель имел в своем распоряжении компактную вычислительную технику, это позволило бы ему добиться исключительных результатов, так как удалось бы пре

одолеть главную трудность — ограниченную емкость памяти «железного человека».

Представьте себе мозгоподобные машины — системы с «уплотняющейся» памятью. Они способны перестраивать содержание памяти по некоему алгоритму так, чтобы со временем «мозг», заполненный программами и всякими сведениями до последнего бита емкости, перекраивался, освобождая место для новой информации, и так без конца...

Увы, покуда это лишь мечты завтрашнего дня. А сегодня роботостроитель, располагая хорошей вычислительной машиной, смог бы задачи по составлению программ решать по нескольким общим схемам. Вот тогда робот стал бы по-настоящему универсальным, точным и гибким в поведении.

Прежде чем продолжить рассказ об АРСе, его сильных и слабых сторонах, читателя следует познакомить (хотя бы в общих чертах) с устройством робота. (Принципиальная блок-схема АРСа была представлена в ТМ, N9 2 за 1967 г.—Прим. ред.) Важную роль играют датчики. Они предназначены для того, чтобы реагировать на изменения в среде. Зазвонил телефон — сработал датчик звука; пришли гости — вступили в действие два других: индукционный и фотодатчик; человеку стало плохо, он сел в кресло — наступила очередь еще одного и т. д. Сигнал от датчика, таким образом, первичная команда для автоматики робота; эта команда поступает на дежурный блок. Последний подключает блоки питания и аварийной защиты только к тем узлам, которые нужны в данный момент, ибо нет необходимости держать многочисленные приборы автомата под напряжением. Далее селектор выберет одно из программных устройств (ПУ), их всего три: ПУ «электронный секретарь», где сосредоточены секретарские обязанности робота, так или иначе связанные с телефонными манипуляциями, ПУ «общие функции» и ПУ «резервное». Блок переключателя ПУ создаст из перечисленных программных устройств нужную комбинацию.

Программные устройства вместе с блоками памяти и усилителями хранят и по мере надобности выдают командно-управляющие импульсы в необходимой последовательности и продолжительности. Тут таятся, образно говоря, заранее отрепетированные «способности» АРСа. Попутно

21