Техника - молодёжи 1973-09, страница 23

Техника - молодёжи 1973-09, страница 23

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ

МЕТОДЫ ^„«„Sk^

лице по Генеральному плану развития Москвы (см. «ТМ» № 6 за 1972 год) намечено передвинуть около 50 зданий. Прежде чем взяться за такую огромную работу, необходимо проанализировать богатый опыт «передвижничества», как отечественный, так и зарубежный. И в этом отношении статья Ф. Крутецкого представляет несомненный интерес. Вероятно, специалисты согласятся не со всеми соображениями автора. Что ж, статья и не претендует на статус «последнего слова». Мы надеемся, что читатели — и специалисты, и неспециалисты — продолжат начатый разговор.

И еще. Занимаясь архивными изысканиями, Ф. Крутецкий однажды наткнулся на маленькую заметку о первой в России передвижке здания, осуществленной инженером О. Федоровичем (впоследствии — профессор Московского института инженеров путей сообщения). Понадобилось несколько лет неустанных поисков, чтобы подробно восстановить картину давнего события. Оказалось, Федорович предвосхитил многие достижения современного «передвижнического дела», и поэтому-то в статье уделяется особое место описанию его работы.

Любопытным фактам из истории передвижки зданий посвящены также заметки в Клубе «ТМ» на стр 62.

Здание Моссовета после передвижки, осуществленной в конце 30-х годов, и надстройки двух этажей.

СВОБОДНО, ТАК, КАК МЫ»

тельной площадке собрались министр путей сообщения, полицмейстер, представители всех железных дорог, корреспонденты. Выставлено оцепление жандармерии и городовых.

В 7 час. 45 мин. инженер Федорович провозгласил:

— По русскому обычаю присядем перед дорогой!

Все уселись на землю там, где стояли. Еще несколько минут, и Федорович скомандовал: — Трогай!

Рабочие повернули домкраты сзади дома и рукоятки лебедок спереди, и здание плавно, чуть заметно тронулось с места. Когда особняк прошел 7 аршин, произошло непредвиденное. Тишину взорвал душераздирающий скрежет. Стали обрываться цепи у лебедок. Шестеро рабочих, бывшие в доме для правки катков, опрометью выбежали наружу.

— Гляди-кось, робята, — крикнул кто-то из толпы, указывая на торцовые стены, где извивалась тонкой змейкой трещина, — дом-то лопнул!

— Это старая трещина! — воскликнул побелевший Федорович, вытирая платком выступивший на лбу холодный пот.

— Маркыч, — тихо молвил подошедший к инженеру пожилой рабочий, — канаты бы достать, на коих колокола подвешивают, сподручней цепей будут!

— Спасибо, братец, за совет, — оживился Федорович. — Запрягай Гнедка и езжай на канатный завод. Не переплати сгоряча. Лучше напрокат возьми... А вы что с места ушли? — спросил, обращаясь к рабочим.

— Да боязно. Развалится — до смерти задавит.

— Не развалится, — уверенно возразил инженер. — Пошли в дом, а ты, Иван Панфилыч, сходи в контору, возьми бумаги и заклей трещину... для успокоения публики.

...Привезли канаты. Дом пошел легко, с помощью одних лебедок. За 16 рабочих часов пройдено 24 сажени. Разобраны рельсы, катки, шпалы, и особняк установлен на новом фундаменте. На торцовой стене белела не-разорванная бумага. Работы обошлись в 6526 руб. 55 коп., что составляло 20,6% от фактической стоимости дома.

Передвинутое здание сохранилось до сих пор. Его адрес: Каланчевская улица, 32/61.

За успешное выполнение этой беспрецедентной операции Николай II пожаловал городского голову князя Голицына в тайные советники. Жандармский ротмистр Лазаревич получил золотой перстень с бриллиантом. Федоровичу же дали понять, что в министерстве недовольны превышением сметы на... 26 руб. 55 коп.

Автор гениального по простоте и совершенству метода передвижки подал рапорт об увольнении.

Вся российская пресса высоко оценила содеянное. На событие откликнулся даже сатирический журнал «Будильник»:

«Ну, странности встречаются! В век общей кутерьмы

Дома передвигаются свободно, так,

как мы.

Дома грозят нам бедами...

Обзаведутся вдруг

Они велосипедами... тогда лови их,

друг!»

Невольный инициатор передвижки инженер Турцевич (впоследствии начальник дороги) справедливо отметил: «Работа могла быть исполнена успешно лишь благодаря знаниям, преданости и любви к инженерному делу О. М. Федоровича и тому доверию, которым он пользуется среди рабочих».

«Одной из самых выдающихся в настоящем столетии инженерных работ» называли современники блестяще проведенную операцию. Интерес научно-технических кругов к «чуду», совершенному Федоровичем, был настолько велик, что ему пришлось дать подробный отчет «Русскому техническому обществу». Он просил только об одном: «Взять под покровительство этот новый шаг строительного искусства». В конце доклада он резюмировал: «Я понимаю, что мне трудно рассчитывать на симпатии, которые находит каждый строитель в возведенной им новой постройке. Позвольте привлечь ваши симпатии к проделанной мною работе материальными выгодами, которые позволяют нам сознательно сказать, что, производя подобные работы, мы отдаем должное воспитавшей нас Родине и что инженерное искусство есть реализация знания строить лучше, дешевле против неумелых рук».

Увы, в царской России никто так и не взял под покровительство «новый шаг строительного искусства», и дело с передвижкой зданий заглохло на долгие годы.

21

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Дом из шпал строительство
  2. Фундамент шпалы

Близкие к этой страницы